text

🎁 УЛЁТНЫЕ СКИДКИ 30%! Поймать »

Здравоохранение

Проблемы в области предметно-количественного учета лекарств происходят из-за гипертрофированного учета

  • 17 марта 2015
  • 2652
Проблемы в области предметно-количественного учета лекарств происходят из-за гипертрофированного учета

Интервью с доктором фарм. наук, проф. кафедры фармации ГБОУ ДПО «Иркутская государственная медицинская академия последипломного образования» Минздрава России, экспертом электронной системы «Контроль в ЛПУ» Татьяной Мороз.

В интервью порталу zdrav.ru эксперт рассказала о современных особенностях предметно-количественного учета лекарственных препаратов в российских ЛПУ.


Тема учета лекарственных средств в ЛПУ всегда требовала пристального внимания со стороны медорганизации. Какие принципиальные изменения произошли в этой сфере за последнее время? И чего следует ожидать?

Начиная с 2013 года, в этой сфере действительно произошли принципиальные изменения. Прежде всего, это связано с тем, что целый ряд психотропных препаратов был переведен в список III. И их учет начал осуществляться по новым формам в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 04.11.2006г. № 644.

Также в 2013 году вышел новый приказ Минздрава России от 17 июня 2013 г. № 378н, в котором, в частности, прописан регламент ведения журналов регистрации учета операций по обращению лекарственных препаратов, подлежащих предметно-количественному учету, но не относящихся к наркотическим или психотропным лекарственным средствам.

И наконец, в прошлом году вышел Приказ Минздрав России от 22 апреля 2014 г. № 183н о самом перечне лекарственных препаратов, подлежащих предметно–количественному учету.

К сожалению, во всех этих документах есть определенные недоработки, поэтому в ближайшее время нам стоит ожидать ряд уточнений и разъяснений по этой теме.

Вы являетесь постоянным экспертом Электронной системы для главных медицинских сестер «Контроль в ЛПУ», какие темы в области предметно-количественного учета лекарственных средств вызывают наибольшее количество вопросов у пользователей системы?

Прежде всего, вопросы по предметно-количественному учету спирта этилового. Для многих сотрудников это самый непонятный вопрос. Сложности здесь возникают из-за устаревшего нормативного документа - приказа Минздрава СССР от 1991 года № 245, который абсолютно не соответствует современным реалиям.

Затем вопросы, которые связаны с тем, что практические работники не знают перечень препаратов, подлежащих предметно-количественному учету и очень часто усложняют учет, к примеру, тромадола, или клофелина, считая их наркотическими и психотропными ЛП, когда на самом деле они таковыми не являются.

И конечно, часто задают вопросы, связанные с тем, как хранить, сколько времени хранить, как уничтожать документы по предметно–количественному учету.

Тема предметно-количественного учета лекарственных средств действительно не простая. И мы не случайно именно ее выбрали в качестве темы видеосеминара в Электронной системе. Есть очень много подводных камней и нюансов, в которых практическим работникам нужно обязательно разобраться, чтобы избежать ошибок и пристального внимания проверяющих органов.

В настоящее время происходит совершенствование технологий распределения лекарственных препаратов в стационарах медицинских организаций, что необходимо в первую очередь учитывать при внедрении подобных технологий?

Это очень интересный вопрос, потому что большая часть наших технологий распределения и использования лекарственных средств в медицинских организациях безнадежно устарела.

У нас ведь до сих пор препараты выдаются на отделение, а не на больного. Даже, если в МО осуществляется персонифицированный учет, то зачастую он вводится либо в очень усложненных формах, либо ведется совершенно не теми специалистами. 

В 2000г. в Петрозаводске был прецедент, когда бухгалтер после выписки больного выбирала информацию из историй болезни о назначенных ЛП и затем обсчитывала затраты на лечение каждого пациента. Учитывая специфику врачебного почерка и полное отсутствие знаний о ЛП у бухгалтера, вы сами можете предположить в каком виде все это велось. Поэтому ретроспективная обработка таких данных – совершенно неразумная работа!

В США повсеместно и в некоторых европейских странах в течение последних 50 лет работает система так называемых «единичных доз», когда весь учет препаратов осуществляется в момент их выдачи из аптеки медорганизации непосредственно в компоновке заказа на конкретного пациента. Именно такой формат работы действительно рационален. В этом случае обеспечивается не только учет, но и безопасность использования ЛП, так как процесс формирования заказа сопровождается надежной системой контроля. Все это дает абсолютную прозрачность назначений, выдачи лекарственных препаратов и рациональное распределение обязанностей: аптека отпускает препараты и сразу в процессе обработки заказа выписывается так называемый счет на пациента, в котором полностью отражено, какое количество препаратов и на какую сумму отпущено. Эти данные являются основными для списания в расход использованных ЛП.

Более 20 лет назад этот метод мы внедрили в Иркутской областной больнице, он до сих пор там применяется. На данный момент, там конечно нужно модернизировать систему фасовки ЛП для отпуска единичными дозами, совершенствовать программное и лекарственное обеспечение, но в целом вся эта система вполне успешно работает и сегодня и может развиваться дальше.

Чем сегодня необходимо руководствоваться медперсоналу в первую очередь при организации работы по учету лекарственных средств?

В первую очередь, нужно внимательно и вдумчиво прочитать первоначальные нормативные документы. Это либо федеральный закон, либо постановление правительства. И вот только после этого можно начинать знакомиться с различными ведомственными приказами, информационными письмами, разъяснениями, документами регионального уровня и т.п. Потому что зачастую, чем ниже уровень документа, тем более он искажает первоначальную информацию.

Очень часто в регионах, на уровне органов управления здравоохранением и на уровне МО придумываются свои правила работы с наркотическими и психотропными ЛП, свой порядок учета ЛП, которые не только не отвечают требованиям федеральных документах, но и приводят к ошибкам в учете ЛП. Вот совсем недавний пример, когда мы выявили в одной из МО недостачу препаратов у материально-ответственного лица при одновременно выявленных излишках тех же препаратов в машинах «скорой помощи». Это произошло не по злому умыслу, а вследствие гипертрофированного неразумного учета, когда бумажка становится важнее реального положения дел. 

Сейчас во многих лечебных учреждениях создаются специальные пункты выдачи наркотических и психотропных веществ. В принципе, это опыт неплохой. Но тогда нужно определяться, кто и чем будет заниматься. Потому что в противном случае возникает путаница. Приведу пример: в одной из больниц создали такой пункт, который работает круглосуточно. И соответственно, в любое время к медицинские сестры отделений приходят в этот пункт за препаратами. И вот здесь возникает закономерный вопрос: а на посту кто в это время остается? Поэтому в результате мы имеем целый ворох проблем: оставленные больные, неэффективность работы медперсонала и т.д. 

Другое дело, что в некоторых ЛПУ на таких постах работают процедурные сестры, и когда по телефону из отделения поступает запрос, медсестра берет нужный препарат, идет в отделение и под присмотром врача вводит это лекарство больному. Это правильная, нормальная схема работы. 

Степень и объем ответственности медицинского персонала растут с каждым днем, на ваш взгляд, что может предпринять руководитель для снижения нагрузки?

Прежде всего, и руководство медицинской организации, и главная медицинская сестра должны быть заинтересованы в том, чтобы работа персонала была максимально оптимизирована. Современные системы выдачи лекарственных препаратов позволяют практически исключить медсестер и тем более старших медсестер отделений от участия в получении и выдаче лекарственных средств, что экономит для них колоссальное количество времени.

Во-вторых, особенно в последние годы, мы наблюдаем снижение объемов обучения персонала. Понятно, что персонал ЛПУ загружен дальше некуда: и огромное количество текущих задач, и прибывающий год от года документооборот и другие проблемы. Но сегодня это все решаемо. Никто не запрещает использовать экспертное информационное обеспечение. Сегодня такие системы не прихоть, а жизненная необходимость. И практика это доказала, когда я провожу обучение для медицинских сестер часто прибегаю к разъяснениям, примерам из системы «Контроль в ЛПУ». А самое главное, что система позволяет осуществлять обратную связь – задать вопрос и через некоторое время получить подробный и четкий ответ от эксперта, тем самым экономя время на поиски информации, и не «изобретая велосипед».


Видеосеминары от ведущих экспертов – новинка Электронной системе «Контроль в ЛПУ».

Новый видеосеминар «Предметно-количественный учет лекарственных препаратов», докладчиком которого выступила Татьяна Мороз, доступен для просмотра в ЭС «Контроль в ЛПУ».

Видеосеминары доступны только клиентам тарифа «Оптимальный». Чтобы оценить преимущества новинки, семинар по теме «Обращение с медицинскими отходами: роль и место главной медицинской сестры» можно посмотреть в тестовом доступе >> 

Рекомендации по теме

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту.

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту.

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
×

Гость, вам предоставлен VIP-доступ к системе «Главная медсестра»:
возможность скачать СОПы • доступ к тренингамжурналы для главных медсестер
Активировать доступ  
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.