text
Портал для медицинских работников

Факторы и приемы, мотивирующие пациента к активному сотрудничеству с врачом в процессе профилактического консультирования

  • 10 апреля 2015
  • 1576
Факторы и приемы, мотивирующие пациента к активному сотрудничеству с врачом в процессе профилактического консультирования

<...> Установление контакта с пациентом

При передаче любой информации важны правила установления контакта с пациентом, который складывается их двух ведущих компонентов: невербального (внесловесного) и вербального (словесного) пути передачи информации (консультирования) и обмена информацией. Оба эти компонента представляют двусторонний процесс, в определенной степени управляемый со стороны консультанта. Как при вербальном, так и невербальном общении консультант должен овладеть приемами эффективного общения.

Внимание! Для скачивания доступны новые образцы: Приказ о внедрении ВКК, Алгоритм создания СОПа, Приказ о Внедрении профстандартов

Установление невербального (внесловесного) контакта. Расстояние между врачом-консультантом и пациентом определяется самим пациентом. Оно может варьироваться от полуметра до полутора метров и зависит от типа личности и личностного пространства (самоощущения) пациента.

Необходимо избегать длительного пристального взгляда в глаза пациента, лучше при беседе время от времени переводить взгляд на другие предметы.

Эмпатия (сочувствие, понимание проблемы, сопереживание) способствует установлению доверительного контакта и располагает к достижению цели эффективного консультирования.

Жесты и поза врача-консультанта, как уже сказано выше, в начале беседы должны следовать за жестами и позой пациента, как бы «отзеркаливая» его, это способствует усилению чувства комфорта и безопасности пациента.

Здесь важно помнить, что слепое копирование, т. е. абсолютно точное повторение движений пациента или намеренное копирование его позы и движений тела, может быть воспринято пациентом как передразнивание. Поэтому повторение жестов, позы и движений должно быть слегка завуалировано, как намек.

Пример: Если пациент резко кивает головой – врач слегка покачивает головой. Если пациент сидит напряженно на краешке стула, то врач выпрямляется, а затем продвигается на краешек своего стула. Если пациент кладет ногу на ногу, то врач-консультант может просто скрестить ноги.

Установление вербального (словесного) контакта. При установлении взаимопонимания и контакта консультанта с пациентом важно и необходимо анализировать его ответы, вычленяя в них слова, определяющие ведущую систему восприятия информации пациентом.

Слова-маркеры помогают понять его систему восприятия информации, которая может быть подразделена по ведущему органу восприятия информации на системы: визуальную (глаза – ведущий орган восприятия информации), аудиальную (уши), кинестетическую (тело), дискретную (аналитическая функция мозга).

Далее рассмотрим, как определить систему восприятия информации пациентом и использовать ее для эффективного консультирования.

Слова-маркеры, используемые пациентом с ведущей визуальной системой восприятия информации: посмотреть, видеть, ясно, перспектива, фокусировать, иллюстрировать, показывает, очевидно, явно далеко, близко, четко, глядеть, ярко, туманно и т.п. Пример<...>

Аудиальная система: слышать, слушать, высказывать, говорить, акцент, гармонично, звучит, тишина, глухо, звонко, громко, монотонно, резонанс, сказать, молча и т.п <...>

Кинестетическая система: ощутить, почувствовать, теплота, затронуть, коснуться, жарко, холодно, удобно, комфортно, неуютно, гладко, мягко, жестко, колюче, зацепило и т.п <...>

Дискретная система: понимать, вычислить, считать, знать, анализировать, доверять, в результате, в конце концов, в итоге, как следствие, по причине и т.п <...>

При установлении вербального контакта консультант должен:

  • внимательно слушать первые слова пациента, чтобы отвечать ему в том же темпе, с похожей интонацией и громкостью голоса;
  • научиться управлять беседой – стремиться в начале беседы задавать вопросы «открытого типа» (требующие развернутого ответа) и внимательно выслушивать, не перебивая (по возможности). Все уточнения нужно получать после основного ответа.

В середине беседы врачу-консультанту необходимо брать инициативу на себя, подводя пациента к главной цели консультации, сформулированной консультантом перед началом беседы1. Для этого используются приемы «ведения» пациента, позволяющие захватить и удержать внимание пациента, углубить сформировавшийся контакт.

Невербальные приемы «ведения» пациента. Врач должен изменить позу на открытую (не скрещивать руки и ноги), тело чуть наклонено вперед, показывая заинтересованность в пациенте. Жесты должны быть плавные, сдержанные; следует избегать суетливости. Тон голоса – более уверенный, убеждающий, но доверительный. В результате правильного «ведения» пациент повторяет движения и позу врача, все больше концентрируясь на нем и его словах.

Вербальные приемы «ведения» пациента. Врачу-консультанту необходимо выстраивать беседу, ориентируясь на ведущую систему восприятия информации у пациента и используя слова-маркеры.

Для «визуала» – показать много иллюстративного материала, цветного, с картинками, описать перспективу будущего «в красках». <...>

Для «аудиала» – говорить четко, внятно и понятно. Использовать короткие предложения, при этом быть подробным. Можно использовать музыку как фон. <...>

Для «кинестета» – предложить пациенту максимально комфортно расположиться, выбрать правильное освещение, следить за отсутствием неприятных запахов и учитывать температуру воздуха в кабинете. Предложить воды в ходе беседы или перед ее началом.

Пример «Я ощущаю ваше сопротивление разговору на эту тему, вам тяжело мне довериться, но я надеюсь, вместе мы преодолеем ваши слабости и сможем вернуть здоровье». Для «дискретного» – оперировать фактами, цифрами, диаграммами, таблицами, ссылаться на авторитетные источники, опираться на логику изложения. В конце беседы дать с собой подборку информативных материалов. <...>

Формирование мотивации у пациента к выполнению рекомендаций консультанта

Учитывая ограниченность времени консультации, следует применять приемы «активного слушания», направляя разговор в нужное русло, постепенно беря на себя роль ведущего. Во время беседы необходимо определить основные ожидания пациента относительно своего здоровья и жизни в целом, что является ведущей мотивацией к изменениям в области сохранения своего здоровья.

Важно помнить, что мотивация может быть внешней и внутренней. Человек проявляет внутреннюю мотивацию к выполнению задачи, если полагает, что у него есть выбор и он самостоятельно принимает решение о выполнении данной задачи; если он считает, что будет компетентен, справится с задачей; если для него будут ценны сопровождающие его социальные взаимодействия и связи.

Если содержание консультации способствует удовлетворению этих потребностей, то пациент находит консультацию полезной. В контексте консультирования это проявляется в виде желания участвовать в выполнении советов и рекомендаций врача-консультанта. Внутренняя мотивация относится к эффективной мотивации.

Внешней мотивация становится тогда, пациент объясняет свои действия внешними причинами (когда кто-то или что-то принуждает действовать соответствующим образом, т. е. методом «кнута и пряника»). Внутренняя мотивация характерна для людей более образованных, настойчивых, творческих, с высокой самооценкой и чувством благополучия, а также с более активным вовлечением в окружающую обстановку. Внешняя мотивация относится к неэффективной (менее эффективной) мотивации.

Как определить «внутреннюю» и «внешнюю» мотивацию?

Следует отметить, что определение характера мотивации пациента выстраивается исходя из ответов пациента, анализа его желания включиться в процесс изменения образа жизни, поведенческих установок и привычек.

При консультировании основное представление о характере мотивации у пациента можно составить, получив ответы (поняв ответы из беседы или задав их прямо) на три вопроса:

  • Ожидает ли пациент успеха в достижении целей и решении проблемы изменения установки в отношении своего здоровья?
  • Считает ли он поставленную перед ним задачу ценной для себя?
  • Почему он хочет выполнить задачу?

Если пациент заинтересован в теме беседы, считает себя способным изменить образ жизни согласно советам врача-консультанта и верит в положительный результат, то он демонстрирует внутреннюю мотивацию.

Если же он скучает или раздражен разговором, не считая нужным что-либо менять в своей жизни, но соглашается под давлением на обсуждение темы, то это признак внешней мотивации.

Если пациент отмечает важность здорового образа жизни и здоровья в целом, то это является частью его внутренней мотивации.

Если же он не заостряет внимание на своем здоровье или пытается игнорировать уже существующие факты его проблем, но попадает под влияние общественного мнения, мнения значимых для него людей, то это признак внешней мотивации.

Если пациент декларирует свое собственное, осознанное желание изменить свою жизнь к лучшему, обращая внимание на улучшение качества жизни в процессе профилактически-оздоровительных мероприятий, то он внутренне мотивирован.

Если же пациент объясняет свое желание внешними влияниями (жизнь заставляет, работа требует, родственники настаивают и др.), это означает, что он мотивирован внешними факторами.

Как повысить эффективность мотивационного компонента профилактического консультирования?

Внешне мотивированный пациент ориентирован на конечный результат с позиции «выполнено – не выполнено», т. е. он ждет внешней положительной или отрицательной оценки своих действий, соответственно для удержания такой мотивации нужно использовать активное внешнее воздействие, например, как поощрение, так и укоры.

Внутренне мотивированный пациент ориентирован на качество выполнения, имея собственные представления о критериях. Критерии могут быть представлены и врачом, и обществом, и собственным опытом и знаниями.

Надо отметить, что большую роль в профилактическом консультировании играет умение врача учитывать индивидуальные особенности пациента: возраст, пол, образование, социальную принадлежность и статус, семейное положение, а также активную или пассивную роль пациента в жизни, открытость или замкнутость, эмоциональное состояние. <...>

*Статья опубликована с сокращениями, полностью публикацию читайте в бумажной версии >>

Читайте также по теме "Квалификация" >>

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Рекомендации по теме

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Сайт предназначен для медицинских работников!


Чтобы подтвердить ваш статус, зарегистрируйтесь, и:

Читайте экспертные
материалы

Скачивайте готовые
формы и СОПы

Смотрите
бесплатные вебинары

13 000 статей

1 500 инструкций

200 записей

Абонемент в электронную медицинскую библиотеку в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!


Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, зарегистрируйтесь, и:

Читайте экспертные
материалы

Скачивайте готовые
формы и СОПы

Смотрите
бесплатные вебинары

13 000 статей

1 500 инструкций

200 записей

Абонемент в электронную медицинскую библиотеку в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Гость, вам предоставлен VIP-доступ к системе «Главный врач»:
возможность скачать СОПы • доступ к тренингамжурналы для главного врача
Активировать доступ  
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.