Психологические аспекты эффективного профилактического консультирования пациентов с риском злоупотребления алкоголем

1547
Психологические аспекты эффективного профилактического консультирования пациентов с риском злоупотребления алкоголем

В статье даны рекомендации, как снизить психологическое сопротивление, выбрать методы воздействия и наладить эффективное сотрудничество с пациентами.

Диспансеризация населения направлена на выявление лиц, подверженных различным факторам риска развития хронических неинфекционных заболеваний, и пагубное пристрастие к алкоголю стоит на одном из первых мест (см. материалы в ЭС "Экономика ЛПУ" - получить доступ >>) .

Поскольку основной задачей профилактического консультирования является раннее выявление проблем со здоровьем и пропаганда здорового образа жизни среди населения, то врач-консультант должен делать акцент на медицинском аспекте результатов злоупотребления алкоголем, избегая осуждающего тона при обсуждении этого социального явления. В начале беседы рекомендуется провести тест на выявление расстройств, связанных с употреблением алкоголя (опросник AUDIT), состоящий из 10 вопросов, по результатам которого можно судить о наличии и степени пристрастия к алкоголю консультируемого.

Поскольку употребление алкоголя связывается у человека с его социальной и личной жизнью, а вовсе не с медициной, обсуждение этой темы может вызывать сильное сопротивление. Очень часто смешивают такие понятия, как «регулярное употребление алкоголя», «бытовое пьянство», «алкоголизм» и «пивной алкоголизм». Подробная информация об этом содержится в любых пособиях по наркологии и на специальных сайтах. Необходимо очень тщательно разграничивать и осторожно употреблять указанные термины в беседе с пациентом, т. к. они несут негативную социальную оценку.

Лучше говорить о пристрастии к алкоголю в разных формах, используя нейтральный и доброжелательный тон, и применять приемы «активного слушания».

Психологический феномен сопротивления как фактор, затрудняющий эффективность консультирования

Важно помнить, что в процессе беседы у пациента в силу разных причин может возникнуть психологическое сопротивление обсуждению темы, связанной с употреблением алкоголя. Сопротивление может быть как открытым, когда пациент откровенно отказывается обсуждать эту тему, так и скрытым (завуалированным), когда пациент уходит от ответов на вопросы («не знаю…», «не получается…», «не могу…»), отвечает вопросом на вопрос, может грубить, переводить тему разговора в другое русло, выражать сомнение или отвлекаться.

При открытом сопротивлении нельзя навязывать консультируемому необходимость обсуждать тему пристрастия к алкоголю. Необходимо уважать его право выбора образа жизни. Вместе с тем важно напомнить ему об ответственности за свою жизнь и здоровье. В этот момент необходимо предоставить ему в мягкой недирективной форме информацию о вреде алкоголя и предложить заполнить дома специальный опросник на определение зависимости от алкоголя, чтобы он мог спокойно ознакомиться с ним и сделать определенные выводы. Следует предложить обсудить любые вопросы, если они возникнут, при повторном посещении.

Пример: Врач: «Возможно, дополнительная информация расширит Ваш кругозор, поможет по-иному взглянуть на эту проблему. Если у Вас возникнут вопросы, мы можем еще раз встретиться и обсудить их».

При скрытом (завуалированном) сопротивлении можно применить две различные тактики. Первая тактика предполагает перевод скрытого сопротивления в открытую форму посредством постановки «закрытых» вопросов.

Пример: Врач: «Я вижу, что Вы избегаете ответов на мои вопросы. Вам эта тема неприятна?» или «Вы стараетесь уйти от откровенного обсуждения этой темы. Вам трудно об этом говорить?» Следует добиваться однозначного ответа «да» или «нет» и далее действовать по вышеописанной схеме (для открытого сопротивления).

В этой ситуации пациент берет на себя полную ответственность за свое здоровье и последствия принимаемых решений, что в последующем может снизить или совсем снять сопротивление обсуждению неприятной или сложной темы.

Вторая тактика предусматривает использование различных техник: нейтрального тона и безличных форм построения предложений, метафор, а также самых разных источников информации, как научных, так и художественных, «сократовская» беседа. Эта тактика требует много времени и специальной подготовки консультанта, поэтому вряд ли применима в рамках углубленного профилактического консультирования.

Само наличие сопротивления, как открытого, так и скрытого, свидетельствует о недостаточной готовности или отсутствии у пациента готовности к разговору и тем более к изменениям своего отношения к проблеме.

Не следует тратить время на переубеждение сильно сопротивляющегося пациента, поскольку это невозможно в рамках одной консультации. Следует предложить ему материалы, которые содержат иной взгляд на проблему, переводя ее из социальной плоскости в медицинскую, т. е. заостряя внимание на пагубных последствиях злоупотребления алкоголем для организма.

В тех случаях, когда сопротивление мало выражено, нужно выявить ведущий тип мотивации для этого пациента, чтобы использовать ее для убеждения в необходимости перемен.

Особенности мотивации пациентов с риском злоупотребления алкоголем

Если консультируемый внутренне мотивирован к изменениям, т. е. верит в их необходимость и значимость, а также в свою способность и силы для их осуществления, то ему необходимо помочь организовать новый образ жизни, поощряя его устремления, выражая уверенность в его успехе. Если пациент мотивирован внешними обстоятельствами, нужно выяснить какими именно и апеллировать к ним.

К примеру, если человеку важно мнение окружающих или семьи, то можно опираться на свой авторитет специалиста, а также авторитетное мнение значимых для него лиц. Если человек зависит от социального положения, то важно подчеркнуть положительное влияние изменений на его социальный статус. Если у пациента преобладают негативные (запретительные) мотивы, то на него будут действовать укоры, неутешительные прогнозы и описания мрачных перспектив.

Влияние особенностей личности пациента, готового к сотрудничеству, на выбор методов воздействия в процессе консультирования

Существует ряд причин, которые толкают людей на путь различных зависимостей, таких как переедание, курение, наркомания, злоупотребление алкоголем. При выборе тактики ведения беседы необходимо учитывать особенности личности консультируемого.

Помимо социальных и наследственных, гендерных и возрастных факторов, огромную роль играют личностные особенности пациента, включающие его психотип, самооценку, темперамент, эмоциональное состояние и стрессоустойчивость.

Например, если человек имеет заниженную самооценку, тревожно-мнительный или зависимый тип личности, обладает «застревающей» психикой, не успевает быстро приспособиться к изменяющимся условиям, это ведет к тому, что он демонстрирует низкую стрессоустойчивость (резкие перепады настроения, агрессия, депрессивные состояния, психосоматические проявления и т. п.), а значит, постоянно нуждается в каких-то инструментах для снятия стрессового напряжения.

Самым простым и привычным способом является употребление алкоголя, который в малых дозах действительно действует расслабляюще. Однако в силу вышеперечисленных особенностей личности потенциальный «пьяница» часто не может удержаться в рамках рекомендованных медициной границ потребления алкоголя.

Таким образом, незаметно происходит формирование глубокой зависимости, ведущей к болезни. Необходимо добавить, что социальный фон часто способствует этому. Употребление алкоголя внутренне оправдывается человеком и используется им для получения различных вариантов социальной выгоды или как способ снятия напряжения.

Поэтому на вопрос: «Почему Вы выпиваете?» часто следуют типичные ответы: «Пью, чтобы расслабиться и отдохнуть», «…для поднятия настроения», «…за компанию», «…по привычке, как все», «…когда болит тело или душа». Такие ответы часто свидетельствуют о том, что человек обладает слабой волей, инфантилен, и поэтому нельзя полагаться на то, что он будет активно прилагать усилия для любых изменений в собственной жизни.

Для такого пациента – «ребенка» врач играет роль мудрого и заботливого «родителя». Этим людям необходим постоянный контроль и внешние побудительные действия, стимулирующие их к изменениям. Например, в процессе консультации следует предложить пациенту вести дневник наблюдений за своим здоровьем с последующим анализом при повторном посещении врача-консультанта.

Побудительными действиями могут являться приглашения посетить лекции, занятия в группах здоровья, школах здоровья, школах по управлению стрессом, рекомендации к просмотру документальных и художественных фильмов соответствующей тематики.

Важно делать эти предложения в мягкой директивной манере, подчеркивая выгоды для пациента и демонстрируя уверенность, что он как разумный человек поступит именно так. <...>  

*Статья опубликована с сокращениями, полностью публикацию читайте в бумажной версии

Читайте также по теме "Квалификация" >>

Читайте в ближайших номерах журнала «Заместитель главного врача»
    Читать >>


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Мероприятия

      Мероприятия

      Повышаем квалификацию

      Посмотреть

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...








      Наши продукты






















      © МЦФЭР, 2006 – 2017. Все права защищены.

      Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

      Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
      Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ № ФС77-64203 от 31.12.2015.

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для медицинских работников!

      Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 9400 статей
      — 4000 ответов на вопросы
      — 80 видеосеминаров
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы

      Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Сайт предназначен для медицинских работников!

      Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 9400 статей
      — 4000 ответов на вопросы
      — 80 видеосеминаров
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для медицинских работников!

      Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 9400 статей
      — 4000 ответов на вопросы
      — 80 видеосеминаров
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для медицинских работников!

      Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 9400 статей
      — 4000 ответов на вопросы
      — 80 видеосеминаров
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×