C 2016 года мы начинаем поэтапное внедрение системы аккредитации медицинских специалистов

13775
C 2016 года мы начинаем поэтапное внедрение системы аккредитации медицинских специалистов

В рамках празднования 20-летия журнала «Здравоохранение» издание публикует ряд интервью с ведущими экспертами отрасли. На страницах майского номера представлено интервью с Татьяной Семеновой, директором Департамента медицинского образования и кадровой политики в здравоохранении*.

"Сегодня Министерство здравоохранения ставит цель выровнять уровень зарплат для специалистов с одинаковым уровнем квалификации, работающих в медицинских организациях одного уровня на одинаковых должностях, минимизировать несправедливые разрывы в заработной плате. Во многих регионах стимулирующие выплаты составляют 50% и больше, а прозрачность их назначения нередко ставится работниками под сомнение".

- Уважаемая Татьяна Владимировна, по поручению Президента России правительство должно обеспечить принятие федерального закона, по которому профессиональные стандарты станут обязательными для государственных и муниципальных организаций. Что это значит? Стандарты должны стать основной для внесения изменений в трудовые договоры и локальные нормативные акты? Или соответствие стандарту станет критерием допуска к работе?

 - Действительно, Указом Президента РФ № 597 от 07 мая 2012 г., который определил основной вектор развития в социальной сфере, было предусмотрено разработать и утвердить до 2015 г. около 800 профессиональных стандартов.

В настоящее время в большинстве отраслей социальной сферы, в том числе, и в здравоохранении, используются свои квалификационные справочники. Есть приказ Минздравсоцразвития России № 541н (это Единый квалификационный справочник в сфере здравоохранения), где содержатся характеристики различных должностей работников, определены основные требования к квалификации.

Этот справочник является основой для разработки конкретных должностных инструкций. Указ президента направлен на стандартизацию: ставится задача создания единой национальной системы квалификации – так, чтобы не надо было объяснять особенности применения тех или иных нормативных документов в каждой отрасли.

Это, без сомнения, большая и очень нужная задача. Но это и колоссальный труд, который взяло на себя Министерство труда и социальной защиты РФ. Для решения задач, которые были поставлены Президентом перед Правительством и конкретными федеральными органами исполнительной власти, в Минздраве была создана рабочая группа. В нее вошли и представители работодателей, и общественных организаций, и представители других федеральных органов исполнительной власти. Нам повезло – есть достаточно много федеральных органов исполнительной власти, в организациях которых работают медицинские работники. Это позволяет оценивать определенную специфику их деятельности. В рамках межведомственной рабочей группы обсуждаются проекты профессиональных стандартов, необходимость их разработки.

Сегодня ни одного стандарта еще не принято, но разработаны проекты – и для среднего и младшего медицинского персонала, и для врачей.

В самой высокой степени готовности находится проект базового стандарта специалиста по педиатрии, который определяет набор требований в виде трудовых функций. Он уже получил одобрение Национального совета по профессиональным квалификациям.

Профессиональные стандарты, как и единые квалификационные справочники, больше ориентированы не на медицинскую организацию, а на конкретных работников.

Однако, без сомнения, их внедрение потребует от медицинской организации определенных действий: может быть, пересмотра трудовых договоров и закрепления в них тех или иных трудовых функций.

 - В каждом проекте профессионального стандарта перечисляется целый ряд должностей, которые может занимать специалист. Например, для специалиста в области организации здравоохранения это и главный врач, и заведующий отделением, и врач-статистик. Понятно же, что у них совершенно разные функции. Кто и как определяет, какой набор трудовых функций соответствует конкретной должности? Насколько вообще правомочно «вытаскивать» из стандарта отдельные блоки?

 - Профессиональный стандарт не является макетом трудового договора, хотя и содержит трудовые функции специалиста. Он устроен таким образом, чтобы предусмотреть возможности для профессионального роста работника и расширения набора его трудовых функций. Конечно, нельзя поставить в один ряд медицинского статистика и руководителя организации. Хотя, с другой стороны, руководитель организации не может не иметь компетенций, которыми обладает врач-статистик.

Но путь от заведующего структурным подразделением до руководителя организации пройти можно. Да и для разных руководителей организаций тоже требуются разные компетенции – в зависимости от количества персонала, уровня медицинской организации и т. д.

Есть очень важный момент: профессиональный стандарт – это набор требований, которые предъявляются к работнику и которым он должен соответствовать. Поэтому профессиональные стандарты являются основой для переработки образовательных стандартов.

У нас очень хорошо представлена система дополнительного профессионального образования. Но здравоохранение динамично развивается, и при внедрении новых технологий и лекарственных препаратов необходимо, чтобы врачи получали знания оперативно.

Поэтому с 1 января 2016 г. мы переходим на систему непрерывного профессионального образования – это создаст возможности для обновления имеющихся компетенций и для получения новых регулярно, в течение всей профессиональной деятельности, а не один раз в три-пять лет.

Образовательные стандарты становятся более гибкими. В системе Министерства образования создается межведомственный Координационный совет, который позволит взаимодействовать на стыке различных отраслей.

Например, появляются быстро развивающиеся направления – такие как радиобиология, которая находится на границе биологии и физики. Еще одной особенностью является то, что здравоохранение – отрасль, которая традиционно предусматривает свои собственные процедуры допуска к специальности.

Сегодня это процедура сертификации: каждый врач и средний медработник сдают специальный экзамен в уполномоченной организации.

А с 1 января 2016 г. мы переходим на поэтапное внедрение системы аккредитации медицинских специалистов (см. материалы в ЭС "Экономика ЛПУ" - получить доступ >>) .

 - По приказу Минтруда от 12.04.2013 № 148н в профессиональных стандартах будут указаны уровни квалификации – то есть, согласно определению Трудового кодекса, уровни знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы2. Есть ли здесь связь с профессиональными квалификационными группами3, в соответствии с которыми устанавливаются базовые оклады?

Оплата труда – это отдельная тема. Сегодня Министерство здравоохранения ставит цель выровнять уровень зарплат для специалистов с одинаковым уровнем квалификации, работающих в медицинских организациях одного уровня на одинаковых должностях, минимизировать несправедливые разрывы в заработной плате. Во многих регионах стимулирующие выплаты составляют 50% и больше, а прозрачность их назначения нередко ставится работниками под сомнение.

Этот вопрос обсуждался с Центральным комитетом профсоюза медицинских работников, Национальной медицинской палатой и Минздравом.

Были разработаны и направлены в регионы рекомендации по изменению структуры заработной платы, предусматривающие увеличение окладной части до 55–60% в структуре оплаты труда медработников, 10% – компенсационные выплаты, а стимулирующие – не более 30%. Мы постараемся увязать квалификационные уровни, которые предусматриваются профессиональными стандартами, с тем, что используется в системе сегодня.

Система оплаты труда, профессиональные стандарты и образовательные стандарты должны быть тесно взаимосвязаны. Это не так просто, есть ряд проблем: например, уровни квалификации, по которым распределены работники в нашей отрасли, не всегда можно сопоставить с распределением в других отраслях (при соотнесении нагрузки и ответственности).

Надеемся, что это будет решено как раз в рамках межведомственного взаимодействия и создания Национальной системы квалификации.

 - ТК РФ дает работодателю право уволить работника за недостаточную квалификацию, если это подтверждено результатами аттестации. В то же время право заниматься профессиональной деятельностью или выполнять конкретные трудовые функции дает квалификация, указываемая в документе, выданном образовательной организацией. Может ли комиссия медицинской организации проверять знания и умения работника? Можно ли делать вывод о недостаточной квалификации на основании документов о результатах деятельности работника, например актов экспертиз качества медпомощи, протоколов врачебной комиссии?

Здесь тоже все неоднозначно: например, диплом о медицинском образовании еще не дает права на занятие медицинской деятельностью, и Закон об основах охраны здоровья граждан устанавливает, что для допуска к медицинской деятельности специалист должен быть еще сертификат.

При действующей системе право сертификации медицинских работников «привязано» к организации, которая имеет лицензию на образовательную деятельность. И сложилось мнение, что сертификация является смысловым окончанием образования.

Это мнение трудно разрушить, но оно неверное: по большому счету, сертификация не имеет прямого отношения к образованию – за исключением ряда случаев, когда сертификат получают в первый раз.

Если же человек уже работает и подтверждает свой допуск к осуществлению медицинской деятельности, то это отдельная процедура, предусматривающая сдачу сертификационного экзамена. Главное требование к сертификационному экзамену – в экзаменационную комиссию должны входить работодатели и представители профессионального сообщества. К сожалению, эта норма не везде соблюдается.

В рамках соглашения между Национальной медицинской палатой и Министерством здравоохранения сегодня широко поднимается вопрос о саморегулировании профессионального сообщества. Это очень важно – оценивать уровень квалификации и давать объективную оценку специалисту могут и должны, в том числе, и коллеги.

Исходя из собственной практики: если ты прооперировал тяжелого больного и знаешь, что на дежурство придет опытный высоковалифицированный врач, которому доверяешь, – можешь спокойно уйти домой. А если это доктор недостаточно высокой квалификации – предпочтешь остаться и лично наблюдать пациента.

Поэтому в системе аккредитации, которая будет внедряться с 2016 г., мы хотим установить жесткое требование к составу комиссии – не просто рекомендацию, а требование: ответственность за допуск в профессию должен лежать на профессиональном сообществе, представителях работодателя и образовательной организации. Это первое.

Второе: сегодня специалист может владеть каким-то методом, который предполагает его специальность, а может и не владеть. Например, сертификат общего хирурга не означает, что я владею всеми методами абдоминальной хирургии. Но, если что-то не нужно в реальной практике, не страшно этого не уметь, при необходимости всегда можно научиться.

Чтобы было понятно, о чем я говорю: например, регион отправляет учиться ординатора по хирургии в столичный вуз. Но сегодня в московском здравоохранении, наверное, уже нет стационара, в котором бы широко использовались открытые методики, везде лапароскопические – вот им и учат.

Потом специалист возвращается в свою больницу, а там, например, нет лапароскопического хирургического оборудования. И качество подготовки ординатора ставится под сомнение, поскольку оперировать «открытым» доступом он не научился, а навык лапароскопических вмешательств в его реальной практике не нужен. А через какое-то время, когда оборудование появится в медицинской организации, окажется, что он уже разучился на нем работать, надо снова посылать на повышение квалификации – без практики «рукодельные» навыки быстро забываются.

Потом, у нас в стране сложилась такая практика, что в рамках «своей» специальности нельзя использовать методы или технологии, отнесенные сегодня к другой специальности без получения дополнительного системного образования и получения сертификата специалиста по другой специальности. Так например, врач акушер-гинеколог, чтобы посмотреть на УЗИ состояние плаценты беременной женщины должен отправить ее к соответствующему специалисту или пройти профессиональную переподготовку по ультразвуковой диагностике и получить сертификат «ультразвуковика».

При этом врач хочет получить компетенции только по УЗИ малого таза. Это порождает дефекты образовательной системы. Таких примеров много: эзофагогастродуоденоскория в практике гастроэнтеролога, бронхоскопия в практике анестезиолога и т.д.

Это требует пересмотра сложившейся системы и разработки принципиально новой системы допуска к профессиональной деятельности. Аккредитация, предусматривающая возможность получить допуск к конкретным трудовым функциям, предусмотренным профессиональными стандартами, должна быть лишена таких недостатков. <...>

*Полностью интервью читайте в печатной версии журнала "Здравоохранение"  >>



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Мероприятия

    Мероприятия

    Повышаем квалификацию

    Посмотреть

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией

    А еще...








    Наши продукты






















    © МЦФЭР, 2006 – 2017. Все права защищены.

    Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

    Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
    Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ № ФС77-64203 от 31.12.2015.

    Политика обработки персональных данных

    
    • Мы в соцсетях
    Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
    Сайт предназначен для медицинских работников!

    Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
    Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

    — 9400 статей
    — 4000 ответов на вопросы
    — 80 видеосеминаров
    — множество форм и образцов документов
    — бесплатная правовая база
    — полезные калькуляторы

    Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль
    Сайт предназначен для медицинских работников!

    Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
    Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

    — 9400 статей
    — 4000 ответов на вопросы
    — 80 видеосеминаров
    — множество форм и образцов документов
    — бесплатная правовая база
    — полезные калькуляторы

    Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль
    ×
    Сайт предназначен для медицинских работников!

    Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
    Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

    — 9400 статей
    — 4000 ответов на вопросы
    — 80 видеосеминаров
    — множество форм и образцов документов
    — бесплатная правовая база
    — полезные калькуляторы

    Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль
    ×
    Сайт предназначен для медицинских работников!

    Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
    Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

    — 9400 статей
    — 4000 ответов на вопросы
    — 80 видеосеминаров
    — множество форм и образцов документов
    — бесплатная правовая база
    — полезные калькуляторы

    Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль
    ×