Юридическая служба медицинской организации

2070
Юридическая служба медицинской организации

<...>Нормативное обеспечение деятельности службы »

Как правило, юридическая служба в лице руководителя подразделения или единственного юрисконсульта организации подчиняется непосредственно руководителю либо одному из заместителей руководителя организации.

Юридическая служба создается и функционирует на основании следующих актов:

  • Конституции РФ;
  • ГК РФ и норм иных федеральных законов, определяющих правовое положение отдельных видов юридических лиц;
  • АПК РФ и ГПК РФ;
  • постановления Совета Министров СССР от 22.06.1972 № 467 «Об утверждении общего положения о юридическом отделе (бюро), главном (старшем) юрисконсульте, юрисконсульте министерства, ведомства, исполнительного комитета Совета депутатов трудящихся, предприятия, организации, учреждения» (постановление № 467);
  • Положения о юридической службе организации.

В ст. 8 Конституции РФ закреплены основные экономические принципы, по которым строится правовое регулирование рынка (свобода экономической деятельности, многообразие и равноправие различных форм собственности и др.).

Необходимость защиты прав собственности, иных охраняемых законом прав и интересов обусловливает право хозяйствующего субъекта создавать силы и средства, обеспечивающие реализацию данного права, в т. ч. путем создания специальных подразделений (служб). В ст. 1 ГК РФ закреплены положения о неприкосновенности собственности, свободе договора, необходимости беспрепятственного осуществления и защиты гражданских прав. Статьей 12 ГК РФ закреп лен неисчерпывающий перечень возможных способов защиты граж данских прав.

Государство предоставляет физическому и юридическому лицу право защищать свои права и законные интересы любым не запрещенным законом способом (в т. ч. предъявлением претензий, исков, односторонним отказом от исполнения договоров и др.). Однако многие из возможных способов защиты гражданских прав организаций могут быть эффективно реализованы лишь при выполнении в организации правовой работы должного уровня. <...>

Задачи юридической службы »

Круг основных задач, возлагаемых на юридическую службу организации, зависит от ряда факторов (видов оказываемой медицинской помощи (услуг), условий финансирования организации и др.).

В качестве основных задач юридической службы следует указать:

  • обеспечение соблюдения норм действующего законодательства;
  • правовое консультирование сотрудников (руководителей различного уровня и ответственных работников);
  • выполнение договорной работы;
  • выполнение претензионно-исковой работы и представительство в судах;
  • локальное (внутреннее) нормотворчество.

Работа юридической службы и ее сотрудников направлена на обеспечение соблюдения организацией норм действующего законодательства, в связи с чем юристы дают разъяснения руководителю и начальникам подразделений по правовым вопросам, направляют им информационные материалы по действующему законодательству и вносимым в него изменениям, практике применения законодательства юрисдикционными органами (судами, органами, осуществляющими контрольные (надзорные) функции и др.).

В случае выявления нарушений действующего законодательства работниками организации начальник юридической службы (либо юрисконсульт организации) должен проинформировать об этом своего руководителя.

Неукоснительное соблюдение медицинской организацией законодательства во многом зависит от соблюдения правовых норм конкретными работниками этой организации. Поэтому важным направлением деятельности юридической службы организации становится правовое консультирование (главного врача и его заместителей, работников регистратуры, заведующих отделениями, лечащих врачей и др.).

Своевременное и правильное разъяснение норм законодательства оказывает существенное положительное влияние на принятие администрацией верных управленческих решений.

Договорная работа в организации сводится к подготовке проектов договоров и их согласованию с другими подразделениями, а также контрагентами, рассмотрению предложений, поступающих от контрагентов, контролю выполнения условий договоров. Кроме того, при выполнении договорной работы следует своевременно вносить необходимые изменения и дополнения в условия договоров в связи с изменениями законодательства.

Между медицинской организацией и пациентами, контрагентами по гражданско-правовым договорам не исключены правовые конфликты, которые могут разрешаться различными способами в установленных законом формах.

Чаще всего юристы организации прибегают к претензионному (досудебному) и судебному порядку урегулирования возникающих споров.

В области претензионной работы юристы отвечают за подготовку материалов для направления претензий контрагентам в случае нарушения ими договорных обязательств; направление претензий контрагентам; рассмотрение претензий, полученных от контрагентов, по нарушению предприятием своих договорных обязательств; подготовку материалов для ответов на претензии (об удовлетворении, о частичном удовлетворении, об отказе в удовлетворении).

Разрешить возникающие правовые конфликты с пациентами и контрагентами не всегда удается во внесудебном порядке (силами администрации, конфликтных комиссий, медиаторов, третейских судов и др.).

В таких случаях на повестке дня встает вопрос о защите прав медицинской организации в суде путем подачи иска или возражений против предъявленного иска.

Эффективность судебной защиты прав организации зависит от целого ряда факторов: правильного определения предмета иска и способа защиты права; своевременности обращения за судебной защитой права; правильного определения подведомственности и (или) подсудности конкретного спора тому или иному компетентному органу (суду, третейскому суду и др.); точного установления ответчика и третьих лиц по делу; наличия необходимых доказательств по делу. Как правило, эффективное судебное представительство медицинской организации может обеспечить лишь опытный юрист.

Деятельность любой организации, в т. ч. медицинской, сопровождается подготовкой и принятием локальных актов в соответствии с нормами законодательства и в установленном учредительными документами порядке.

Так, в соответствии с ч. 1 ст. 8 ТК РФ работодатели, за исключением работодателей – физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.

Юрист организации либо самостоятельно разрабатывает необходимый акт и согласовывает его с заинтересованными лицами (главным врачом, начальниками подразделений), либо осуществляет правовую экспертизу подготовленных в других подразделениях проектов локальных актов.

Правовой аутсорсинг »

Создание и поддержание деятельности юридической службы организации – основной, но не единственный путь решения задач по правовому обеспечению деятельности медицинской организации.

В настоящее время в различных сферах деятельности активно развивается аутсорсинг, в т. ч. правовой аутсорсинг. Аутсорсинг предполагает передачу неосновных, непрофильных для организации функций на обслуживание (выполнение подрядных работ, оказание отдельных услуг) специализированной компании (реже физическим лицам, отвечающим предъявляемым требованиям).

Правовой основой отношений между медицинской организацией (заказчиком) и аутсорсинговой организацией (исполнителем) является гражданскоправовой договор.

Следует отметить, что наличие юридической службы в организации не исключает возможности привлечения (на постоянной основе либо разово) в необходимых случаях для оказания отдельных видов правовых услуг аутсорсинговых организаций, адвокатов, частнопрактикующих юристов.

Правовой аутсорсинг обладает рядом преимуществ, но имеет и отдельные недостатки, что необходимо учитывать при принятии управленческих решений. (см. материалы в ЭС "Экономика ЛПУ" - получить доступ >>)

К преимуществам аутсорсинга обычно относят:

  • концентрацию ресурсов организации на основном виде (видах) деятельности (позволяет снизить количество управленцев и при этом повысить качество управления);
  • рост качества услуг (работ), оказываемых сторонней специализированной организацией;
  • эффективное решение кадровых вопросов (при условии дефицита кадров определенной квалификации (например, специалистов в сфере медицинского права на рынке труда));
  • оптимизация издержек организации (стабилизация или снижение затрат на отдельный вид деятельности). 

К недостаткам аутсорсинга следует отнести:

  • снижение скорости принятия управленческих и иных решений (ряд необходимых для принятия решения документов, справок готовится сторонними организациями в строго установленный соглашениями срок);
  • наличие рисков неисполнения или ненадлежащего исполнения договоров (при низкой договорной дисциплине, банкротстве аутсорсинговой организации);
  • наличие рисков, обусловленных несовершенством законодательства;
  • рост издержек, связанных с необходимостью ведения договорной работы и текущего контроля соблюдения организацией-аутсорсером требований законодательства и условий договора;
  • угрозу конфиденциальности (возможность утечки через сотрудников другой организации информации, относящейся к банковской, страховой, врачебной тайне).
Юридическая служба медицинской организации

Правовой аутсорсинг позволяет решить многие проблемы организаций, снизить существующие правовые риски. В то же время наличие отдельных недостатков, присущих аутсорсингу в целом, заставляет искать иные способы (формы) обеспечения правовой работы. <...>

*Статья опубликована с сокращениями, полностью публикацию читайте в бумажной версии >>

Читайте также по теме "Претензионная работа" >>



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Критерии качества 2017: готовимся к оценке по-новому

Интервью

ФФОМС Наталья Стадченко

Председатель ФФОМС Наталья Стадченко в интервью журналу «Здравоохранение»:

Для медработника страховой представитель – это и контролер, и юридический консультант, и помощник одновременно





Наши продукты




















© МЦФЭР, 2006 – 2017. Все права защищены.

Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-38302 от 30.11.2009


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль