Правовое регулирование оказания специализированной медицинской помощи

2083
Правовое регулирование оказания специализированной медицинской помощи

Для уяснения отличий нового порядка оказания специализированной медицинской помощи (за исключением высокотехнологичной) от действовавшего ранее мы провели сравнительный анализ двух приказов и выявили следующие изменения.

1. Усиливается роль лечащего врача и медицинской организации, в которой пациент проходит первичное лечение.

В настоящее время лечащий врач:

  • определяет наличие одного или нескольких медицинских показаний для оказания специализированной медицинской помощи в плановой форме;
  • оформляет направление в медицинскую организацию для получения специализированной медицинской помощи в плановой форме (требования к содержанию направления изложены в п. 20 Положения);
  • информирует пациента о возможности выбора медицинской организации в установленном порядке (здесь тоже есть свои нюансы – наличие нескольких медицинских организаций, оказывающих заявленную помощь; соблюдение условий оказания медицинской помощи; критерий включения организаций в территориальную программу государственных гарантий и др.);
  • оформляет выписку из медицинской документации пациента (требования к содержанию выписки изложены в п. 19 Положения).

2. Уточнены условия оказания специализированной медицинской помощи.

Например, в ранее действовавшем порядке такое основание направления пациента для оказания специализированной медицинской помощи, как нетипичность заболевания, сопровождалось дополнительным условием – необходимостью установления окончательного диагноза. Теперь этого условия нет.

С другой стороны, ранее действовавший порядок включал понятие «сопутствующее заболевание, осложняющее ход основного заболевания». В Положении предложен новый термин – «коморбидное заболевание». Полагаем, что использование специфических терминов усложняет анализ нормативного акта для граждан, не имеющих медицинского образования. В то же время данный термин более точен с точки зрения медицины.

3. Минимизируется роль органов исполнительной власти субъекта РФ в сфере здравоохранения. Ранее обязанность по направлению пациентов и оформлению документов для оказания специализированной медицинской помощи возлагалась именно на них.

4. Устанавливается, что пациент вправе обжаловать решения, принятые в ходе его направления в федеральную медицинскую организацию для оказания специализированной медицинской помощи, на любом этапе.

Кроме того, он вправе обжаловать действия (бездействие) органов, организаций, должностных и иных лиц в порядке, установленном законодательством РФ.

Данное правило следует считать отчасти декларативным, поскольку в соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы. Медицинская организация, врачебная комиссия и тем более лечащий врач ни к одной из указанных категорий субъектов не относятся.

Ранее действовавшая процедура направления пациента для оказания ему специализированной медицинской помощи отличалась громоздкостью. Пациенту необходимо было пройти лечение, сдать анализы, получить медицинские документы в медицинской организации и уже потом обращаться в орган исполнительной власти субъекта РФ для оформления соответствующего талона.

Причем ранее устанавливалось, что окончательное решение принимает именно орган государственной власти, который помимо всего прочего должен был оформить «документ, подтверждающий отсутствие эффекта проводимой терапии при оказании данного вида специализированной медицинской помощи в муниципальных учреждениях здравоохранения или учреждениях здравоохранения субъекта РФ».

Все это приводило к тому, что решение принималось по личному усмотрению конкретного чиновника, а мнение лечащего врача приобретало второстепенное значение. Врач мог составить любые документы, подтверждающие необходимость оказания медицинской помощи, но чиновник мог заблокировать эти инициативы на этапе оформления направления.

Добавим к этому, что в ряде субъектов РФ процедуры оформления талонов, направлений, иных документов были абсолютно непрозрачны. Административные регламенты предоставления данной услуги в большинстве субъектов РФ стали приниматься только в 2011– 2012 гг.

В настоящее время процесс оказания специализированной медицинской помощи можно разделить на три вида:

  • оказание специализированной медицинской помощи в «упрощенном» виде;
  • оказание специализированной медицинской помощи в организациях, подведомственных федеральным органам исполнительной власти;
  • оказание высокотехнологичной медицинской помощи.

В первом случае пациент получает специализированную медицинскую помощь непосредственно в субъекте РФ, если там имеется подведомственная организация (не федеральная), оказывающая данный вид помощи. В этом случае лечащий врач оформляет направление, связывается с принимающей организацией и согласовывает сроки плановой госпитализации. Если помощь оказывается в неотложной или экстренной форме, происходит эвакуация пациента и немедленная госпитализация.

Второй случай требует установления дополнительных правил. В этом случае решение о госпитализации в федеральную организацию принимается, кроме лечащего врача, врачебной комиссией федеральной организации (решение оформляется протоколом, к содержанию которого предъявляются специальные требования). Обращает внимание установление специальных сроков уведомления о принятом решении: врачебная комиссия должна уведомить направляющую медицинскую организацию о решении в течение трех дней.

При направлении для оказания высокотехнологичной медицинской помощи (далее – ВМП) (третий случай) следует руководствоваться приказом Минздрава России от 29.12.2014 № 930н. Обратим внимание на ключевые особенности.

1. Медицинские показания к оказанию ВМП определяет лечащий врач медицинской организации, в которой пациент проходит диагностику и лечение в рамках оказания первичной специализированной медико-санитарной помощи и (или) специализированной медицинской помощи. Пациент не уполномочен самостоятельно определять нуждаемость в ВМП. Подчеркнем также, что для определения нуждаемости в ВМП не требуется созыва врачебного консилиума и принятия решения данным органом.

2. Специально подчеркивается, что необходимо наличие не любых сложных заболеваний (состояний), а лишь тех заболеваний, которые требуют применения ВМП. Перечень видов таких заболеваний устанавливается в приложении к Программе государственных гарантий (Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2015 г. и на плановый период 2016 и 2017 гг., утв. постановлением Правительства РФ от 28.11.2014 № 1273). Ранее соответствующий перечень закреплялся приказом Минздрава России и действовал один год.

3. Направление на госпитализацию для оказания ВМП оформляет лечащий врач (направление заверяется личной подписью и печатью, что подчеркивает персональную ответственность) на бланке направляющей медицинской организации (заверяется личной подписью руководителя или уполномоченного лица и печатью организации). Пункт 14 Порядка организации оказания высокотехнологичной медицинской помощи с применением специализированной информационной системы (утв. приказом Минздрава России от 29.12.2014 № 930н, далее – Порядок № 930н) устанавливает перечень прилагаемых документов.

4. Именно направляющая медицинская организация представляет полный комплект предусмотренных Порядком № 930н документов. Устанавливается срок (три дня) и адресат. В зависимости от того, входит ВМП в базовую программу ОМС или нет, комплект направляется либо в медицинскую организацию, которая будет оказывать помощь, либо в орган исполнительной власти субъекта РФ. Допускается предоставление пакета документов в указанные организации самим пациентом.

5. В зависимости от адресата комплекта направляемых документов устанавливается адресат оформления талона на оказание ВМП. Смысл следующий: та организация (орган), куда обязаны направить документы, и оформляет талон.

6. Порядок оформления документов органом государственной власти субъекта РФ (случай, когда оказание ВМП не включено в базовую программу ОМС) отчасти схож с порядком, существовавшим ранее. При органе должна быть создана специальная комиссия (не путать с врачебной комиссией!), имеющая свое наименование – комиссия органа исполнительной власти субъекта РФ в сфере здравоохранения по отбору пациентов для оказания высокотехнологичной медицинской помощи. Такая комиссия создается в каждом субъекте РФ приказом руководителя соответствующего органа (например, министра здравоохранения субъекта РФ). Срок рассмотрения документов комиссией не должен превышать 10 рабочих дней.

7. Основанием для госпитализации пациента в принимающую медицинскую организацию служит решение ее врачебной комиссии. Выписка из протокола врачебной комиссии принимающей организации доставляется в направляющую медицинскую организацию или орган исполнительной власти субъекта РФ в течение 5 рабочих дней (не позднее срока планируемой госпитализации). Если пациент оформил письменную просьбу, то копия решения отсылается и ему.

Перечень федеральных государственных учреждений, оказывающих высокотехнологичную медицинскую помощь, не включенную в базовую программу обязательного медицинского страхования, за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, источником которых в т. ч. являются иные межбюджетные транс ферты, предоставляемые из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования федеральному бюджету, утвержден приказом Минздрава России от 31.12.2014 № 967н.

Правила финансового обеспечения оказания указанной ВМП на 2015 г. утверждены постановлением Правительства РФ от 26.12.2014 № 1559. 8. Пункт 21 Порядка № 930н <...> (см. документ в ЭС "Экономика ЛПУ" - получить доступ >>)

Данное правило корреспондирует с предписанием, закрепленным в п. 4 Порядка организации медицинской реабилитации (приказ Минздрава России от 29.12.2012 № 1705н): «Медицинская реабилитация осуществляется в плановой форме в рамках первичной медико-санитарной помощи и специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи».

Однако объемы медицинской реабилитации в приведенных нормативных актах не указываются. На практике пациент, получив в полном объеме ВМП, прибывает в свой регион.

А в регионе – стандартный набор проблем: недофинансирование медицины, недостаток профессиональных кадров, отсутствие медицинской организации в шаговой доступности.

И если в наиболее крупных городах субъекта РФ приведенные проблемы решаются хотя бы обращением к платным медицинским услугам, в сельской местности оказание элементарной медицинской помощи (например, снятие швов) рискует превратиться в нечто недосягаемое.

Проблемы обнаруживаются и на этапе сбора необходимой медицинской документации, на основе которой принимается решение об оказании ВМП медицинской организацией. Нередко лечащий врач элементарно не осведомлен о некоторых тонкостях подготовки пациента.

В некоторых случаях имеются объективные сложности сбора медицинской документации ввиду отсутствия соответствующего оборудования.

Обращает внимание понятие ВМП. В соответствии с ч. 3 ст. 34 Закона об охране здоровья ВМП «включает в себя применение новых сложных и (или) уникальных методов лечения, а также ресурсоемких методов лечения с научно доказанной эффективностью, в том числе клеточных технологий, роботизированной техники, информационных технологий и методов генной инженерии, разработанных на основе достижений медицинской науки и смежных отраслей науки и техники».

Многие из приведенных методов признаны настолько перспективными, что предлагается регламентировать их применение специальными законами. <...> 

*Статья опубликована с сокращениями, полностью публикацию читайте в бумажной версии >>

Читайте также по теме "Высокотехнологичная помощь" >>



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Критерии качества 2017: готовимся к оценке по-новому

Интервью

Обновить руководящий состав медорганизаций

Есть задача – обновить руководящий состав медорганизаций

Федот ТУМУСОВ: журналу «Здравоохранение». «Есть задача – обновить руководящий состав медорганизаций»





Наши продукты




















© МЦФЭР, 2006 – 2017. Все права защищены.

Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-38302 от 30.11.2009


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль