Руководитель медицинской организации должен быть компетентен в вопросах экономического планирования

2304
Руководитель медицинской организации должен быть компетентен в вопросах экономического планирования

В рамках 20-летнего юбилея журнала «Здравоохранение» издание публикует ряд интервью с ведущими экспертами отрасли. Представляем вашему вниманию интервью с Сергеем Шишкиным, д-ром экон. наук, профессором, зав. кафедрой Управления и экономики здравоохранения НИУ ВШЭ, академическим руководителем образовательной программы «Управление и экономика здравоохранения», членом Ученого Совета ФГиМУ ГУ ВШЭ, членом Экспертного совета при Правительстве Российской Федерации.

"Сейчас, когда система ОМС платит только за реальные результаты, больше становятся востребованными компетенции, связанные с экономическими расчетами и планированием. На первый план выходит вопрос «как заработать деньги», а не «как их потратить»".


Уважаемый Сергей Владимирович, в январе в Москве прошел очередной Гайдаровский форум, на котором традиционно обсуждаются вопросы экономики и место России в мировой экономической системе. Почему три из пяти вопросов секции, посвященной здравоохранению, касались профессиональной подготовки главных врачей? Это главная проблема нашего здравоохранения?

Я могу высказать только предположение: на мой взгляд, главной проблемой здравоохранения сейчас является недостаточность знаний и компетенций.

Необходимо повышать уровень квалификации медицинских работников: мы сделали значительные инвестиции в оснащение медицинских учреждений, и сейчас одно из самых «узких» мест – умение грамотно пользоваться этим оборудованием.

Поскольку Гайдаровский форум посвящен экономике, то логично было из общей проблемы выделить вопросы экономической подготовки управленцев. А ключевой управленец в здравоохранении – главный врач. Это фигура, на которой замыкается все: и установки, которые идут «сверху», и процессы оказания медицинской помощи и руководства людьми.

Сейчас формируются новые профессиональные требования к работникам здравоохранения, учитывающие, что роль управленцев будет расти, и это связано, прежде всего, с реформированием обязательного медицинского страхования.

Раньше главной задачей главного врача было грамотно обосновать необходимость получения субсидий из бюджета, средств на закупку и ремонт оборудования, содержание зданий, на лекарства и т. д. Это была экономика «советского» типа, когда средства просили. И хотя обязательное медицинское страхование функционирует с 90-х годов, бюджетная система, которая дополнительно финансировала учреждения здравоохранения, ориентировала руководителей на то, что если средств не хватает, то надо идти и просить дополнительные ресурсы. Эти условия меняются.

Уже в 2015 г. субсидировать текущую деятельность из бюджета нельзя – оплата в ОМС осуществляется по полному тарифу. Субсидии остаются только на развитие, на закупку оборудования и т. д.

И в системе ОМС внедряются новые методы оплаты работы медицинских организацией: не просто за посещение или по профильному койко-дню, а за законченный случай лечения на основе клинико-статистических групп.

Для амбулаторной помощи – подушевой норматив с вознаграждением за результативность. Это требует от руководителей учреждений здравоохранения, главного врача и его заместителей по экономическим вопросам, проведения серьезных расчетов. Надо планировать объемы оказания помощи, сколько это будет стоить, насколько тариф возмещает затраты и т. д.(см. материалы в ЭС "Экономика ЛПУ" - получить доступ >>)

Усиливается роль планирования объемов медицинской помощи и средств, которые поступают из системы ОМС.

В то же время, в условиях сокращения государственного финансирования – а оно станет фактом в 2015 г. – возрастает роль доходов от платных медицинских услуг. Главные врачи окажутся в очень непростой ситуации.

С одной стороны, государство будет требовать, чтобы за деньги, которые оно предоставляет, медицинская помощь нашим гражданам оказывалась бесплатно. А с другой стороны, этих денег будет меньше, и необходимо наращивать платные услуги.

По прогнозам, которые делает Высшая школа экономики, 2015 г. будет очень тяжелым, если цена на нефть не превысит 50 долларов, то падение зарплаты и доходов населения в реальном выражении может составить 10–12%. Будет некоторое сокращение спроса на платные медицинские услуги – способность населения платить будет падать. Значит, нужно будет активно заниматься маркетингом, рассказывать о преимуществах инвестиций в свое здоровье в условиях кризиса и т. д. А это требует новых навыков – в сфере государственного здравоохранения мало кто обладает знаниями в области маркетинга и вообще уделяет этому внимание.

Но ведь Высшая школа экономики давно, еще с 2009 г., учит специалистов в области управления здравоохранением. Почему компетенции, которыми должен обладать главный врач, стали предметом дискуссии только в 2015 г.? Через 5 лет вспомнили, что нужно обсудить, чему учить?

В течение последних лет постоянно наращивались размеры финансирования системы здравоохранения, туда шли дополнительные ресурсы. Понятно, что в этих условиях было важнее умение правильно использовать новые ресурсы. А это больше организационные вопросы – то, чем наши главные врачи занимались всегда.

Но сейчас, когда система ОМС платит только за реальные результаты, больше становятся востребованными компетенции, связанные с экономическими расчетами и планированием. На первый план выходит вопрос «как заработать деньги», а не «как их потратить».

Получается, что главный врач как руководитель хозяйствующего субъекта должен уделять внимание той деятельности, которая обеспечит доход, и тому, как меньше терять из-за неоплат оказанных услуг и штрафных санкций. Но осенью 2014 г. на встрече с Президентом В.И. Скворцова говорила о необходимости «совершенствования вертикали управления отраслью» и ухода «от самостийности на местах». Насколько главный врач свободен в своих действиях?

Действительно, существуют определенные проблемы с вертикалью управления и взаимоотношениями между Федеральным министерством и регионами, которые заставляют ставить вопрос об усилении централизации.

Есть регионы, которые, действуя по собственной инициативе, принимают не самые рациональные решения по организации здравоохранения.Правда, есть и другие, в которых в инициативном порядке проводились очень интересные реформы. Это Самарская, Свердловская, Тюменская области, Пермский край, Калужская область – всех не перечислю.

И поэтому в продолжении того курса, который сейчас декларируется – на усиление централизации и унификации подходов в организации ОМС, – я вижу риск того, что полезные региональные инициативы могут не получить поддержки, что появятся новые барьеры. Но это, если говорить о взаимоотношениях между регионами и Минздравом.

Что же касается главных врачей, то не могу с Вами не согласиться, что ситуация действительно противоречивая. С одной стороны, много зон неэффективности, средства можно было бы расходовать правильнее – на вмешательства, более эффективные с клинико-экономической точки зрения. Это требует определенной централизации, чтобы всех направить в рациональное русло. 

С другой стороны, от главных врачей сейчас требуется способность находить дополнительные источники средств: платные медицинские и сервисные услуги, добровольное медицинское страхование и т. д.

Найти разумный баланс сложно, наверное, маятник будет качаться то в одну, то в другую сторону.

По словам В.И. Скворцовой, государственные и негосударственные медицинские организации – сегменты единой национальной системы здравоохранения, которая должна работать по одним правилам3. Значит ли это, что все руководители должны иметь одинаковую подготовку, – ведь первым лицом частной организации часто является директор без медицинского образования? Тем более учитывая, что в 2014 г. был принят в первом чтении проект Закона № 537948-64 об обязательности профессиональных стандартов только для государственных и муниципальных учреждений.

Прежде всего вспомним, что закон «Об основах охраны здоровья населения» не содержат таких слов, как «национальная система здравоохранения», но там есть требования к любым медицинским организациям – и государственным, и частным.

Мне кажется, что на сегодняшний день этих требований вполне достаточно, и закон уже обеспечивает функционирование здравоохранения как единой системы. Поэтому надо посмотреть, какие предлагается ввести дополнительные механизмы регулирования, которые будут оправдывать новое название.

Если же говорить об усилении контроля качества медицинской помощи безотносительно к тому, какая это организация – государственная, ведомственная или частная, – то я только «за». Он и сейчас осуществляется, но недостаточно результативно, в основном, по факту жалоб пациентов, которым уже оказана помощь, в надзорный орган или при подаче иска в суд. Система контроля могла бы быть более эффективной.

По вопросу о требованиях к квалификации руководителей в государственных и в частных учреждениях здравоохранения. Действительно, подготовлен проект изменений в Трудовой кодекс, предусматривающий, что профессиональные стандарты должны быть обязательными для исполнения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.

Будет ли это означать в контексте создания национальной системы здравоохранения, что требования такого стандарта будут распространяться и на руководителей частных медицинских организаций? С моей точки зрения, такая попытка может быть предпринята, но, скорее всего, она будет оспорена и до закона дело не дойдет.

Медицинская деятельность лицензируется, при этом предъявляются определенные профессиональные требования к медработникам – исходя из того, что иначе может быть причинен вред пациенту.

Что касается управленческой деятельности – допустим, что уровень образования руководителя частной медицинской организации отличается от стандарта. Наносит это вред пациентам? Если есть жесткий контроль качества медицинской помощи, то, конечно, нет.

А что, после утверждения стандарта специалиста в области организации здравоохранения, в государственных учреждениях смогут работать только те, кто соответствует всем его требованиям?

Что делать с остальными главными врачами – увольнять? С моей точки зрения, профессиональный стандарт организатора здравоохранения, в отличие от стандарта врача-специалиста, должен использоваться для целей дополнительного образования.

Наверное, будет правильно предъявить требование, что руководитель (или заместитель главного врача по экономике) должен в течение какого-то времени пройти обязательную дополнительную подготовку по экономике и управлению в здравоохранении или получить второе экономическое образование. Это будет справедливо.

Что же касается использования таких стандартов для аттестации или сертификации главных врачей, то я думаю, что здесь можно получить очень большие коррупционные риски. Все-таки требования к практическим навыкам управленцев достаточно расплывчатые. Вот какие дисциплины нужно изучить – это четко контролируется.

А умение организовать оказание медицинской помощи? Любые расплывчатые критерии, если они становятся основой для принимаемых решений, – почва для коррупции.

С 2016 г. должна быть введена аккредитация медицинских работников, а главный врач – это медицинский работник. Исходя из того, что Вы сказали, надо ли аккредитовывать главных врачей?

На мой взгляд, нет, не нужно. Нужно заключать контракт на срок 3–5 лет, и записывать в него те показатели, выполнение которых главный врач обязан обеспечить. И при перезаключении контракта, можно тщательно и, желательно, публично обсудить результаты. А если чего-то не было достигнуто, то выяснять, что помешало, и потом принимать решение. Это будет гораздо эффективнее. И, конечно, обязательное требование – повышение квалификации: если не прошел, то перезаключать контракт нельзя.

На Гайдаровском форуме прозвучал один из тезисов о том, что проще научить экономиста медицине, чем медика научить экономике. Согласны ли Вы с этим? Министр говорит, что 2015 г. планируется подготовить 3 тыс. специалистов по экономическим вопросам – заместителей главного врача. Насколько в государственной медицинской организации вообще нужен такой заместитель, если в системе ОМС все жестко регламентировано, а организациям, участвующим в реализации программы госгарантий, Минздрав предлагает запретить оказание платных услуг?

Что касается проекта стратегии развития здравоохранения, которую подготовил Минздрав, и где говорится о таком запрете, там, видимо, речь идет о следующем. Вместо оплаты через кассу медицинской организации пациенту будет предложено купить дополнительный страховой полис, который покроет все возможные платные услуги. И можно будет сказать, что у нас теперь нет платных медицинских услуг, у нас теперь дополнительное медицинское страхование.

Все это хорошо, но я боюсь, что желающих купить такой полис будет не очень много. ДМС охвачено не более 8% населения, и в основном это люди, застрахованные работодателями. Потом, трудно себе представить, что дополнительная страховка сможет покрыть все многообразие платных медицинских услуг – особенно сложных диагностических исследований. Думаю, что они останутся за отдельную плату.

А для заместителей по экономике есть большое поле деятельности (см. материалы в ЭС "Экономика ЛПУ" - получить доступ >>) . Все-таки у нас сложилось так, что главный врач – это медик по образованию. Если брать государственные учреждения, наверное, это оправдано. И так будет еще длительное время, потому что человек, который не получил медицинского образования и не знает как лечить, не будет пользоваться достаточным авторитетом у медицинских работников.

Хотя есть много примеров, как в частных клиниках успешно работают менеджеры с экономическим образованием. Но там и экономика другая, там руководитель клиники должен демонстрировать умение зарабатывать деньги. Ориентация государственной системы другая, поэтому там человеку без медицинского образования, повторюсь, будет сложно управлять коллективом.

Но все-таки, поскольку экономические аспекты работы медицинской организации усложняются, то главному врачу нужны, конечно, помощники, которые могли бы этим профессионально заниматься. <...> 

*Полностью интервью читайте в печатной версии журнала "Здравоохранение"  >>



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Критерии качества 2017: готовимся к оценке по-новому

Интервью

ФФОМС Наталья Стадченко

Председатель ФФОМС Наталья Стадченко в интервью журналу «Здравоохранение»:

Для медработника страховой представитель – это и контролер, и юридический консультант, и помощник одновременно


Рассылка




Наши продукты




















© МЦФЭР, 2006 – 2017. Все права защищены.

Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-38302 от 30.11.2009


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль