Здравоохранение

Работа врачебной комиссии и контроль качества и безопасности медицинской деятельности

  • 13 июля 2015
  • 4996

<...>В данной статье речь пойдет о том, какие изменения могут и, по мнению авторов, должны произойти в деятельности врачебной комиссии медицинской организации (далее – ВК).

<...>Каким должно быть содержание работы подкомиссии ВК по внутреннему контролю качества и безопасности медицинской деятельности?

Больше статей в журнале «Заместитель главного врача» Активировать доступ

Поскольку ст. 90 Основ не раскрывает содержания внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности и содержит отсыл к полномочиям руководителя медицинской организации, необходимо учитывать положения нормативных актов, определяющих содержание государственного и ведомственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности:

• ст. 88, 89 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»;

• постановления Правительства РФ от 12.11.2012 № 1152 «Об утверждении Положения о государственном контроле качества и безопасности медицинской деятельности»;

• постановления Правительства РФ от 15.10.2012 № 1043 «Об утверждении Положения о федеральном государственном надзоре в сфере обращения лекарственных средств»;

• постановления Правительства РФ от 25.09.2012 № 970 «Об утверждении Положения о государственном контроле за обращением медицинских изделий»;

• приказа Минздрава России от 21.12.2012 № 1340н «Об утверждении порядка организации и проведения ведомственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности».

Содержание ведомственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности дублирует отдельные позиции государственного контроля. Поэтому в качестве основы для системы внутреннего контроля рекомендуется взять «Положение о государственном контроле качества и безопасности медицинской деятельности», утвержденное постановлением Правительства РФ от 12.11.2012 № 1152.

Государственный контроль качества и безопасности медицинской деятельности осуществляется путем:

а) проведения проверок соблюдения органами государственной власти и органами местного самоуправления, государственными внебюджетными фондами, а также осуществляющими медицинскую и фармацевтическую деятельность организациями и индивидуальными предпринимателями прав граждан в сфере охраны здоровья граждан;

б) осуществления лицензирования медицинской деятельности;

в) проведения проверок соблюдения осуществляющими медицинскую деятельность организациями и индивидуальными предпринимателями порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи;

г) проведения проверок соблюдения осуществляющими медицинскую деятельность организациями и индивидуальными предпринимателями порядков проведения медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований;

д) проведения проверок соблюдения осуществляющими медицинскую деятельность организациями и индивидуальными предпринимателями безопасных условий труда, а также требований по безопасному применению и эксплуатации медицинских изделий и их утилизации (уничтожению);

е) проведения проверок соблюдения медицинскими работниками, руководителями медицинских организаций, фармацевтическими работниками и руководителями аптечных организаций ограничений, применяемых к указанным лицам при осуществлении профессиональной деятельности в соответствии с Федеральным законом «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

По мнению авторов, перечисленные направления контроля должны стать предметом деятельности соответствующей подкомиссии ВК медицинской организации.

Следует отметить, требования к медицинским организациям, соответствие которым проверяется в рамках государственного и ведомственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности, носят обобщенный, агрегированный характер и должны быть детализированы для практического применения (требования к локальным актам, распределению ответственности, к отдельным процессам, к планированию и отчетности, т. д.).

Важно! Вся эта деятельность осуществляется не для удовлетворения требований надзорных органов, а для реализации прав пациентов, повышения качества медицинской помощи и эффективности работы медицинской организации

Если исповедуется такой подход, то медицинская организация ориентируется на конечные результаты, а не на то, чтобы своевременно реагировать на результаты внешних проверок.

В этом смысле ключевую роль играет ВК: в п. 4.22 приказа Минздравсоцразвития России от 05.05.2012 № 502н за ней закрепляется функция организации и проведения внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности (по решению руководителя медицинской организации).

Обратим внимание, что первой указана именно организация такого контроля. Таким образом, к направлениям работы подкомиссии ВК по внутреннему контролю качества и безопасности медицинской деятельности можно отнести:

• организацию работы по соблюдению прав граждан в медицинской организации при оказании медицинской помощи;

• анализ соблюдения порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи и организация работы в этой части;

• обеспечение качества и безопасности медицинских вмешательств и медицинских услуг;

• обеспечение качества и безопасного обращения медицинских изделий;

• обеспечение качества и безопасного обращения лекарственных средств;

• обеспечение соблюдения медицинскими работниками и руководителями медицинских организаций применяемых к ним ограничений при осуществлении профессиональной деятельности;

• обеспечение инфекционной безопасности в медицинской организации;

• обеспечение безопасного обращения медицинских отходов;

• обеспечение надлежащего уровня подготовки и квалификации медицинских кадров;

• обеспечение безопасности при обработке персональных данных и работе с конфиденциальной информацией;

• обеспечение безопасных условий оказания медицинской помощи.

По перечисленным направлениям подкомиссия ВК должна осуществлять планирование, организацию, координацию, мотивацию и контроль деятельности.

При этом могут использоваться различные механизмы: разработка планов и документов, контроль и анализ отчетности, работа с обращениями граждан, разбор сложных и конфликтных случаев лечения и т. д.

Все это следует отразить в «Положении о врачебной комиссии медицинской организации», которое должно быть утверждено приказом главного врача. Нет необходимости закреплять данные функции за другими органами или подразделениями медицинской организации, что нередко встречается на практике.

Например, еще с советских времен во многих государственных и муниципальных медицинских организациях были организованы больничные или медицинские советы, на которых так или иначе рассматриваются обсуждаемые вопросы. Фактически, это работа по принципу планерок или собраний.

В условиях полноценного функционирования ВК, и решения на ее уровне всех вопросов по контролю качества и безопасности медицинской деятельности потребность в обозначенных выше структурах отпадает.

Важно! В рамках государственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности отдельно оценивается и работа ВК медицинской организации (см. материалы в ЭС "Экономика ЛПУ" - получить доступ >>)

Данный порядок закреплен в приказе Минздрава России от 23.01.2015 № 13н <...>. В п. 38, ч. 1 Регламента указывается, что при проведении проверки органов, организаций государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, осуществляющих внутренний контроль качества и безопасности медицинской деятельности осуществляется рассмотрение документов и материалов, характеризующих деятельность врачебной комиссии медицинской организации: приказа руководителя медицинской организации о создании врачебной комиссии, положения о врачебной комиссии и плана-графика, утвержденных руководителем медицинской организации, протоколов врачебной комиссии, журналов врачебной комиссии (в т. ч. журналов учета клинико-экспертной работы лечебно-профилактического учреждения) и др.

Указанный Регламент предписывает при проверках рассмотрение журналов ВК, в том числе журналов учета клинико-экспертной работы: то есть должны быть и иные журналы работы ВК. Рассмотрим этот вопрос подробнее. Клинико-экспертная работа традиционно является одним из разделов деятельности ВК медицинской организации.

Приказом Минздрава России от 21.05.2002 № 154 «О введении формы учета клинико-экспертной работы в лечебнопрофилактических учреждениях», в целях совершенствования учета клинико-экспертной деятельности в лечебно-профилактических учреждениях, дальнейшей ее оценки и анализа, создания мониторинга результатов экспертиз утверждена учетная форма № 035/у-02 «Журнал учета клинико-экспертной работы лечебно-профилактического учреждения» и инструкция по ее заполнению.

С 2002 г. данный журнал ведется во всех медицинских организациях. Однако в настоящее время нет ни одного нормативного документа, который бы утверждал какие-то иные формы журналов ВК, но наличие последних является предметом проверок Росздравнадзора.

Важно! В такой ситуации медицинская организация должна самостоятельно разработать и утвердить форму иных журналов деятельности ВК. Это может быть как один журнал, общий для всех подкомиссий, так и несколько, рассчитанных на отдельные подкомиссии

Учитывая широкий спектр задач ВК в области совершенствования организации оказания медицинской помощи, журнал может содержать в себе следующие разделы:

• рассматриваемый вопрос (любой, входящий в компетенцию ВК);

• принятое решение (намеченные мероприятия);

• ответственное лицо;

• сроки исполнения;

• контроль за исполнением принятого решения.

Это позволит осуществлять регистрацию всех вопросов и их решений, в том числе в части контроля качества и безопасности медицинской деятельности. <...>

*Статья опубликована с сокращениями, полностью публикацию читайте в бумажной версии

   

Рекомендации по теме

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту:)

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ ВОЙТИ ЧЕРЕЗ СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ
Зарегистрироваться
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту.

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ ВОЙТИ ЧЕРЕЗ СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ
Зарегистрироваться
×

Гость,
заберите Ваш подарок!

Активировать

Доступ к журналу «Заместитель главного врача»

Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.