Здравоохранение

Оплата труда работников государственных учреждений здравоохранения: правовое регулирование

  • 23 июля 2015
  • 5528

За последние шесть лет было принято множество нормативных актов разного уровня, регулирующих различные аспекты системы оплаты труда в государственных учреждениях

<...>Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов, доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования устанавливаются локальными нормативными актами.

Больше статей в журнале «Экономика ЛПУ в вопросах и ответах» Активировать доступ

Для федеральных государственных учреждений применяются следующие приказы:

1) приказ Минздравсоцразвития России от 29.12.2007 № 822 «Об утверждении Перечня видов выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждениях и разъяснения о порядке установления выплат компенсационного характера в этих учреждениях»;

2) приказ Минздравсоцразвития России от 29.12.2007 № 818 «Об утверж дении Перечня видов выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждениях и разъяснения о порядке установления выплат стимулирующего характера в этих учреждениях»;

3) приказ Минздрава России от 11.07.2013 № 451 «О целевых показателях эффективности деятельности федеральных бюджетных и казенных учреждений, находящихся в ведении Министерства здравоохранения Российской Федерации, и критериях оценки эффективности и результативности деятельности их руководителей, условиях премирования руководителей федеральных бюджетных и казенных учреждений, находящихся в ведении Министерства здравоохранения Российской Федерации»;

4) приказ Минздравсоцразвития России от 18.05.2011 № 404н «Об утверждении перечней должностей работников, относимых к основному персоналу по видам экономической деятельности, для расчета средней заработной платы и определения размеров должностных окладов руководителей учреждений, находящихся в ведении Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации».

Для региональных учреждений действуют:

1) приказ Минздрава России от 28.06.2013 № 421 «Об утверждении Методических рекомендаций по разработке органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного само управления показателей эффективности деятельности подведомственных государственных (муниципальных) учреждений, их руководителей и работников по видам учреждений и основным категориям работников» (далее – приказ № 421);

2) приказ Минтруда России от 30.09.2013 № 504 «Об утверждении методических рекомендаций по разработке систем нормирования труда в государственных (муниципальных) учреждениях». Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений ежегодно разрабатывает единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений. Так, решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 24.12.2014 (протокол № 11) утверждены Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2015 год (далее – Единые рекомендации 2015).

Обратим внимание на основополагающие моменты:

— размеры и условия оплаты труда, установленные коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами, не должны ухудшать размеры и условия, установленные ТК РФ, законами и иными правовыми актами РФ, субъектов РФ и органов местного самоуправления;

— зарплата должна зависеть от квалификации сотрудника, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда;

— максимальный размер зарплаты не должен быть ограничен;

— нормы труда для работников можно пересматривать по мере совершенствования или внедрения новой техники, новых технологий, при проведении мероприятий по повышению эффективности труда;

Особенно следует остановиться на пп. 26–27 Единых рекомендаций 2015. Согласно п. 26 должностные оклады заместителей руководителей учреждений и главных бухгалтеров рекомендуется устанавливать на 10– 30% ниже должностных окладов руководителей этих учреждений.

Предельное соотношение заработной платы заместителей руководителей учреждений и главных бухгалтеров предлагается устанавливать путем определения соотношения средней заработной платы заместителей руководителей учреждений и средней заработной платы работников учреждений (без учета руководителя, заместителей руководителя, главного бухгалтера), формируемой за счет всех источников финансового обеспечения и рассчитываемой за календарный год.

В п. 27 указывается, что выплаты компенсационного характера устанавливаются заместителям руководителей и главным бухгалтерам учреждений в зависимости от условий их труда в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами РФ, содержащими нормы трудового права.

Выплаты стимулирующего характера заместителям руководителей учреждений рекомендуется устанавливать с учетом целевых показателей эффективности работы, устанавливаемых руководителям учреждений.

Другое важное положение содержится в подп. в) п. 39 Единых рекомендаций 2015: «В целях сохранения кадрового потенциала, повышения престижности и привлекательности работы в медицинских учреждениях рекомендуется провести работу по совершенствованию систем оплаты труда медицинских работников, направленных на внедрение новых подходов к оплате труда работников, сбалансировав структуру заработной платы работников таким образом, чтобы без учета выплат компенсационного характера за работу в местностях с особыми климатическими условиями 55–60% заработной платы направлялось на выплаты по окладам, 30% структуры заработной платы составляли стимулирующие выплаты за достижение конкретных результатов деятельности по показателям и критериям эффективности, за квалификационную категорию, 10–15% структуры заработной платы составляли выплаты компенсационного характера в зависимости от условий труда медицинских работников.

Поскольку детально останавливаться на приведенных нами нормативных актах и проводить их подробный анализ целесообразно лишь на уровне конкретных учреждений здравоохранения с учетом действующих нормативных актов субъектов РФ, далее в таблице кратко рассмотрим, каким образом формируется заработная плата работников учреждений здравоохранения.

Оплата труда работников государственных учреждений здравоохранения: правовое регулирование

Перечень компенсационных и стимулирующих выплат приведен согласно письму Минздрава России от 04.09.2014 № 16-3/10/2-6752 «О совершенствовании региональных и муниципальных систем оплаты труда медицинских работников». В письме сказано, что при отнесении в системах оплаты труда выплат к выплатам компенсационного характера и выплатам стимулирующего характера следует руководствоваться п. 11 Рекомендаций по оформлению трудовых отношений с работником государственного (муниципального) учреждения при введения эффективного контракта (утв. приказом № 167н).

Выплаты стимулирующего характера начисляются с учетом показателей эффективности деятельности учреждений, их руководителей и работников, которые устанавливаются с учетом положений приказа № 421.

Критерии, показатели и периодичность оценки эффективности деятельности работников учреждений устанавливаются локальными нормативными актами учреждений, коллективными договорами, соглашениями, трудовыми договорами.

В процессе перехода на новую систему оплаты труда в рамках применения указанных выше нормативных актов на региональном уровне принимаются документы, непосредственно регламентирующие новую систему оплаты труда в учреждениях по видам экономической деятельности.

В качестве примера рассмотрим правовое регулирование оплаты труда работников в учреждениях здравоохранения г. Москвы. Порядок формирования заработной платы для всех учреждений города определен следующими нормативными актами:

— постановление Правительства Москвы от 28.05.2012 № 241-ПП «О мероприятиях по переходу медицинских организаций государственной системы здравоохранения города Москвы на систему оплаты труда, отличную от тарифной системы оплаты труда работников государственных учреждений города Москвы» (далее – постановление № 241-ПП);

— приказ Департамента здравоохранения г. Москвы от 09.06.2012 № 531 «О мероприятиях по переходу медицинских организаций государственной системы здравоохранения города Москвы на систему оплаты труда, отличную от тарифной системы оплаты труда работников государственных учреждений города Москвы» (далее – приказ № 531);

— постановление Правительства Москвы от 24.10.2014 № 619-ПП «О новых системах оплаты труда работников государственных учреждений города Москвы» (далее – постановление № 619-ПП);

— приказ Департамента здравоохранения г. Москвы от 31.12.2014 № 1139 «О мероприятиях по переходу на новую систему оплаты труда работников учреждений, подведомственных Департаменту здравоохранения города Москвы».

Обращаем внимание на то, что постановления Правительства Москвы от 19.07.2005 № 523-ПП и от 28.12.2010 № 1088-ПП утратили силу с 1 марта 2015 г. в связи с принятием постановления Правительства Москвы от 29.10.2014 № 640-ПП.

Действие постановления № 619-ПП в части введения новой системы оплаты труда работников в срок до 1 марта 2015 г. согласно п. 7.2 этого постановления не распространяется на государственные учреждения г. Москвы, осуществившие введение систем оплаты труда в соответствии с постановлением № 241-ПП.

Хотелось бы обратить внимание на нестыковку ряда положений постановления № 619-ПП и приказа № 531. Например, в п. 10 Положения о новых системах оплаты труда работников (утв. постановлением № 619-ПП) установлено, что размер должностного оклада заместителей руководителя учреждения и главного бухгалтера устанавливается на 10–30% ниже размера должностного оклада руководителя учреждения (п. 10). Та же норма содержится в п. 4.5 приказа № 531.

Однако постановлением в п. 11 введена дополнительная зависимость размера оплаты труда заместителей не только от должностного оклада руководителя, но и от размера его средней заработной платы: предельный уровень средней заработной платы заместителей руководителя государственного казенного и государственного бюджетного учреждений здравоохранения устанавливается руководителем на 10–30% ниже предельного уровня средней заработной платы руководителя.

Считаем, что исходя из юридической силы сравниваемых нормативных актов надлежит руководствоваться постановлением № 619-ПП, при этом учреждениям необходимо дополнить соответствующий раздел Положения об оплате труда указанной нормой (см. материалы в ЭС "Экономика ЛПУ" - получить доступ >>) .

Если на практике средняя зарплата заместителей выходит за рамки 10–30-процентного снижения относительно средней зарплаты руководителя, при этом должностной оклад на 10–30% ниже размера оклада руководителя, следует пересмотреть размер и условия начисления компенсационных и стимулирующих выплат заместителям. <...>

*Статья опубликована с сокращениями, полностью публикацию читайте в бумажной версии

Рекомендации по теме

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту:)

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ ВОЙТИ ЧЕРЕЗ СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ
Зарегистрироваться
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту.

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ ВОЙТИ ЧЕРЕЗ СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ
Зарегистрироваться
×

Гость,
заберите Ваш подарок!

Активировать

Доступ к журналу «Экономика ЛПУ в вопросах и ответах»

Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.