Вопрос
Как составить СОПы для санатория физиослужбы?
Ответ
СОП, или стандартная операционная процедура – это документ, регламентирующий выполнение какого-либо вида работы или процедуры. Самый распространенный синоним СОПа – рабочая инструкция. Разработать и внедрить стандартные операционные процедуры, или СОПы, можно как самостоятельно, так и с помощью сторонней организации.
Для разработки СОПов используйте следующие документы:
- приказ Минздрава Республики Татарстан от 27 июля 2010 г. № 953 «Об утверждении региональных стандартов технологии выполнения простых медицинских услуг»;
- ГОСТ Р 52623.0-2006 «Технологии выполнения простых медицинских услуг. Общие положения»;
- ГОСТ Р 52623.1-2008 «Технологии выполнения простых медицинских услуг функционального обследования»;
- ГОСТ Р 52623.2-2015 «Технологии выполнения простых медицинских услуг. Десмургия, иммобилизация, бандажи, ортопедические пособия»;
- ГОСТ Р 52623.3-2015 «Технологии выполнения простых медицинских услуг. Манипуляции сестринского ухода»;
- ГОСТ Р 52623.4-2015 «Технологии выполнения простых медицинских услуг инвазивных вмешательств».
Есть три пути разработки СОПов:
- Поручить это сотрудникам, которые знают внутренние процессы и логистику медорганизации.
- Заключить договор с компанией, которая разработает СОПы для вашей медорганизации.
- Взять шаблоны СОПов у коллег и адаптировать их для медорганизации.
Если вы решили разрабатывать СОПы своими силами, то поручите написать их самому квалифицированному персоналу с многолетним опытом в той работе, которую необходимо задокументировать. Оформление СОПа – нумерацию страниц, разметку, форматирование, создание титульной страницы – поручите секретарю организации.
Самостоятельная разработка СОПов – самый трудоемкий способ, но он позволяет учесть все особенности работы вашей медорганизации. В процессе создания СОПов вы обязательно увидите системные ошибки в организации работы или выполнении процедур, если они есть. Такие СОПы, по нашему опыту, используются на практике – в организации работы, обучении персонала – и становятся частью системы менеджмента качества.
Если вы заключили договор со сторонней организацией, обязательно проверьте СОПы, которые она для вас разработала. Как правило, СОПы, созданные без учета особенностей медучреждения, можно предъявлять проверяющим из Роспотребнадзора, но трудно использовать на практике.
Если вы используете шаблоны СОПов, обратите особое внимание на процедуры, которые не касаются работы с пациентами, – эти процедуры значительно отличаются в разных медорганизациях. Процедуры, относящиеся к рутинным и связанные с физиологическими и анатомическими особенностями пациентов, могут быть шаблонными.
Спецподборка: все СОПы по лекарствамПеред тем как написать СОП по какой-либо процедуре, поручите ответственным за это сотрудникам изучить стандарты, ГОСТы, методические рекомендации, «хорошие практики». После этого медсестры должны описать нормативные документы, на которые опирается СОП, саму процедуру, составив пошаговую инструкцию по ее выполнению. За этим следует часть СОПа, касающаяся организации работ по выполнению конкретной процедуры.
На титульном листе СОПа рекомендуем указать:
Материал проверен экспертами Актион Медицина
- название СОПа;
- идентификатор (код);
- Ф. И. О., должность и подпись разработчика СОПа;
- Ф. И. О., должность и подпись руководителя, утвердившего СОП;
- Ф. И. О., должность и подписи сотрудников, согласовавших СОП, – если это необходимо;
- дату разработки;
- дату утверждения и введения в действие;
- печать организации.
Успеете скачать всё, что нужно, по демодоступу за 3 дня?
Активировать