Как изменился порядок проведения экспертизы временной нетрудоспособности в соответствии с недавно вступившим в силу Административным регламентом Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития?

3888

Вопрос

Как изменился порядок проведения экспертизы временной нетрудоспособности в соответствии с недавно вступившим в силу Административным регламентом Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития?

Ответ

Экспертиза временной нетрудоспособности (далее – ЭВН) – один из основных видов медицинской экспертизы, в осуществлении которого принимают участие все лечащие врачи, а в определенных случаях – члены врачебной комиссии медицинской организации. В соответствии со ст. 59 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ “Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации” (далее – Закон № 323-ФЗ) “экспертиза временной нетрудоспособности проводится лечащим врачом, который единолично выдает гражданам листки нетрудоспособности сроком до 15 календарных дней включительно… Продление листка нетрудоспособности на больший срок, чем указано в части 2 настоящей статьи (но не более чем на 15 календарных дней единовременно), осуществляется по решению врачебной комиссии, назначаемой руководителем медицинской организации из числа врачей, прошедших обучение по вопросам проведения экспертизы временной нетрудоспособности…” Учитывая актуальность данного вида экспертной деятельности, правильная организация экспертного процесса является одним из приоритетных направлений в работе медицинских организаций.

Законодательная база, которая служит основой для разработки и внедрения в практику мероприятий, в т. ч. по организации и порядку проведения ЭВН, предусматривает также осуществление различных форм контроля, которые достаточно четко регламентированы.

Однако в настоящее время нормативно-правовая база в сфере здравоохранения активно корректируется, что диктует необходимость своевременно отслеживать изменения в документах, которые требуют новых форм работы медицинской организации.

В статье будут рассмотрены новые документы, которые вносят поправки в сложившуюся практику проведения контроля за организацией ЭВН, дополняют и совершенствуют существующие формы контроля.

Следует обратить внимание на изменения в организации контроля за проведением ЭВН, который проводится основным субъ ектом внешнего ведомственного контроля – Росздравнадзором и его территориальными управлениями и четко нормативно регулируется. В настоящий момент данная форма контроля осуществляется в соответствии с Административным регламентом Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по исполнению государственной функции по контролю за порядком производства медицинской экспертиз, утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 07.11.2011 № 1330н (далее – Административный регламент).

Данный нормативно-правовой акт существенно отличается от предыдущего документа, который определял порядок осуществления внешнего ведомственного контроля за организацией и порядком производства ЭВН, а в настоящее время признан утратившим силу*.

Нормативно-правовая база, содержащая требования к организации экспертной деятельности

Рассмотрим новый документ с позиции особенностей его практического применения. Данный Административный регламент прописан более детально, чем предыдущий, и состоит из 5 разделов (отмененный документ состоял из 3 разделов). Наиболее актуальным для медицинских организаций является раздел I “Общие положения”, в котором представлен подробный обзор нормативных документов, в соответствии с которыми осуществляется исполнение государственной функции по контролю за порядком производства определенных видов медицинской экспертизы, в т. ч. ЭВН. В данных нормативных правовых актах содержатся требования к организации экспертной деятельности, установленные действующим законодательством РФ.

Рекомендуем руководителям медицинских организаций, отвечающим в соответствии с должностными инструкциями за организацию работы по проведению ЭВН, внимательно изучить эти документы и оценить соответствие экспертной деятельности медицинской организации предъявляемым требованиям, с последующими организационными выводами и корректировками.

Особое внимание следует обратить на следующие законодательные акты:

• Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ “Об основах охраны здоровья граждан в РФ”;

• Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ “О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации”;

• Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля”;

• Федеральный закон от 02.07.1992 №3185-1 “О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании”;

• постановление Правительства РФ от 25.02.2003 № 123 “Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе”;

• постановление Правительства РФ от 30.06.2004 № 323 “Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения и социального развития”;

• приказ Минздрава России и ФСС РФ от 06.10.1998 № 291/167 “Об утверждении Инструкции о порядке осуществления контроля за организацией экспертизы временной нетрудоспособности”;

• приказ Минздравсоцразвития России от 24.02.2005 № 160 “Об определении степени тяжести повреждения здоровья при несчастных случаях на производстве”;

• приказ Минздравсоцразвития России “Об утверждении порядка выдачи листков нетрудоспособности” от 29.06.2011 № 624н;

• приказ Минздравсоцразвития России от 24.09.2008 № 513н “Об организации деятельности врачебной комиссии медицинской организации”.

Кроме этого, в п. 5 раздела I Административного регламента подробно прописаны правила проведения проверок, которые обязаны соблюдать должностные лица Росздравнадзора и его управлений по субъектам РФ. Это чрезвычайно важная часть документа, знание которой необходимо руководителям медицинских организаций. Требования к проверяющим состоят из 13 пунк тов и позволяют проверяемым (юридическим лицам) защищать свои законные интересы и высказывать несогласие в связи с необоснованными претензиями проверяющих, не подкрепленными нормативно.

В разделе I Административного регламента подробно изложены права должностных лиц Росздравнадзора и его управлений по субъектам РФ (п. 6), а также права руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица (п. 7) при проведении мероприятий по контролю. Несмотря на то что прав у юридических лиц (проверяемых) при осуществлении проверок, особенно порядка организации ЭВН, меньше, чем у проверяющих, эти права настолько существенны и принципиальны, что позволяют руководителям медицинских организаций при необходимости защищать собственные интересы. В свою очередь, от представителей Росздравнадзора и его территориальных управлений требуется аргументировано доказать обоснованность своих действий, как уже было указано.

Например, в соответствии с подп. 3 п. 7 проверяемое юридическое лицо имеет право “знакомиться с результатами проверки и указывать в акте проверки о своем ознакомлении с результатами проверки, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями должностных лиц”.

Вышеизложенные положения в предыдущем Административном регламенте прописаны не были. Поэтому новый документ подлежит доскональному изучению, что позволит руководителям медицинских организаций всегда быть готовыми как к плановым, так и к внеплановым проверкам порядка организации и производства ЭВН.

При осуществлении внешнего ведомственного контроля за порядком производства ЭВН, в соответствии с подп. 1 п. 10 раздела I, предъявляются определенные требования к различным направлениям экспертной деятельности:

• по ведению медицинской документации;

• проведению медицинского осмотра пациента и записей данных о состоянии его здоровья в медицинской карте амбулаторного (стационарного) больного, обосновывающих необходимость временного освобождения от работы;

• направлению на консультацию к специалистам, на госпитализацию, по определению необходимости и сроков временного или постоянного перевода по состоянию здоровья на другую работу, по направлению гражданина в установленном порядке на медико-социальную экспертизу;

• выписке и продлению срока листка нетрудоспособности;

• соблюдению врачебной тайны;

• правомочности производства ЭВН;

• соблюдению законных прав граждан при производстве ЭВН.

Указанные требования во многом определяют не только задачи, стоящие перед лечащими врачами, осуществляющими ЭВН на первом этапе оказания гражданам медицинской помощи, но и задачи, решаемые субъектами внутреннего ведомственного контроля, и должны быть использованы в экспертной практике. Данные требования практически повторяют требования, изложенные в отмененном документе, за исключением пункта о требованиях к определению степени тяжести повреждения здоровья при несчастных случаях на производстве, который в настоящем документе отсутствует.

Раздел II “Требования к порядку исполнения государственной функции”, раздел III “Состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур (действий), требования к по рядку их выполнения, в том числе особенности выполнения административных процедур (действий) в электронной форме” и раздел IV “Порядок и формы контроля за исполнением государственной функции” Административного регламента в основном ставят организационные, в т. ч. информационные, задачи перед основным субъектом внешнего ведомственного контроля – Росздравнадзором и его управлениями по субъектам РФ.

Раздел II Административного регламента более подробно прописывает процедуру исполнения государственной контрольной функции, в т. ч. требования к предоставлению информации о порядке и результатах ее проведения, включая условия приема граждан, чего в предыдущем документе указано не было.

Для руководителей медицинских организаций определенный интерес представляют сведения, содержащиеся в разделе III, о порядке проведения плановых и внеплановых проверок с целью осуществления контроля за организацией ЭВН. Согласно Административному регламенту плановая проверка проводится не чаще одного раза в три года, сведения о проведении плановых проверок должны быть размещены на официальном сайте Росздравнадзора.

Внеплановые проверки порядка организации и производства ЭВН осуществляются при наличии оснований, указанных в п. 29 раздела III Административного регламента, в форме документарной и (или) выездной проверки. Процедура проведения внеплановых проверок – как документарных, так и выездных – четко прописана в Административном регламенте. Следует обратить внимание, что при проведении документарной проверки Росздравнадзор не вправе требовать у юридического лица сведения и документы, не относящиеся к предмету проверки. В то же время, если юридическое лицо не предоставляет необходимые сведения либо достоверность сведений, содержащихся в документах, имеющихся в распоряжении проверяющих, вызывает сомнения, Росздравнадзор имеет право запрашивать дополнительные документы, а также осуществлять выездные проверки.

Новые нормативно-правовые акты (Закон № 323-ФЗ и Административный регламент) конкретизируют действующее законодательство в сфере организации мероприятий по контролю за порядком производства ЭВН, вводят в практику дополнительные формы внешнего ведомственного и вневедомственного контроля и предъявляют ряд требований как к юридическим лицам, подлежащим контролю, так и к субъектам, осуществляющим функцию контроля. Изучение данных нормативных документов позволит руководителям медицинских организаций правильно организовать проведение ЭВН на всех уровнях экспертного процесса, своевременно и грамотно осуществлять внутренний контроль по данному направлению деятельности и избежать организационных ошибок в экспертной работе.

Новые нормативно-правовые акты более четко определяют не только основные направления контроля за организацией и проведением ЭВН, но также процедуру проведения контролирующих мероприятий, что способствует совершенствованию форм и методов контроля.



Ваша персональная подборка

    Мероприятия

    Мероприятия

    Повышаем квалификацию

    Посмотреть

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией

    А еще...








    Наши продукты






















    © МЦФЭР, 2006 – 2017. Все права защищены.

    Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

    Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
    Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ № ФС77-64203 от 31.12.2015.

    Политика обработки персональных данных

    
    • Мы в соцсетях
    Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
    Сайт предназначен для медицинских работников!

    Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
    Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

    — 9400 статей
    — 4000 ответов на вопросы
    — 80 видеосеминаров
    — множество форм и образцов документов
    — бесплатная правовая база
    — полезные калькуляторы

    Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль
    Сайт предназначен для медицинских работников!

    Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
    Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

    — 9400 статей
    — 4000 ответов на вопросы
    — 80 видеосеминаров
    — множество форм и образцов документов
    — бесплатная правовая база
    — полезные калькуляторы

    Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль
    ×
    Сайт предназначен для медицинских работников!

    Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
    Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

    — 9400 статей
    — 4000 ответов на вопросы
    — 80 видеосеминаров
    — множество форм и образцов документов
    — бесплатная правовая база
    — полезные калькуляторы

    Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль
    ×
    Сайт предназначен для медицинских работников!

    Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
    Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

    — 9400 статей
    — 4000 ответов на вопросы
    — 80 видеосеминаров
    — множество форм и образцов документов
    — бесплатная правовая база
    — полезные калькуляторы

    Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль
    ×