-
-
-
-
Хотите скачать файл?


Чтобы скачать этот файл, и получить доступ к другим документам, зарегистрируйтесь. Это займет 1 минуту:)

В подарок - комплект документов для аккредитации в 2023 году!

напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверная почта или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
и читать статьи без ограничений!
Зарегистрироваться
Хотите скачать файл?


Чтобы скачать этот файл, и получить доступ к другим документам, зарегистрируйтесь. Это займет 1 минуту:)

В подарок - комплект документов для аккредитации в 2023 году!

напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверная почта или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
и читать статьи без ограничений!
Зарегистрироваться
Сайт для медицинских работников!

Zdrav.ru - профессиональный сайт, и многие статьи здесь закрыты. Для медработника регистрация займет 1 минуту.

В подарок - комплект документов для аккредитации в 2024 году!

напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверная почта или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
и читать статьи без ограничений!
Зарегистрироваться
-

Деятельность учреждений здравоохранения: изменения в ГК РФ

1 марта 2018
168
Средний балл: 0 из 5

Государственное учреждение здравоохранения отнесено законодателем к унитарной некоммерческой организации, установлен запрет на его преобразование в хозяйственное общество.

Перечислены случаи, когда собственники несут субсидиарную ответственность по обязательствам бюджетного учреждения.

Читайте в майском номере журнала «Здравоохранение»

Оклады и выплаты медработникам по Постановлению № 343. Новые риски для медорганизаций >>

Изменены требования, предъявляемые к ведению бюджетными организациями деятельности, приносящей доход.

Рассмотрим все эти изменения подробно.

Правовое положение медицинских учреждений

В соответствии с этой поправкой ГК, некоммерческие организации поделены на унитарные и корпоративные.

Учреждения, к которым относится большинство медицинских организаций в России, отнесены законодателем к унитарным некоммерческим организациям. Такие учреждения создаются для осуществления социально-культурных, управленческих и других функций некоммерческого характера.

При этом учредитель является полноправным собственником имущества учреждения, а само учреждение получает право управления имуществом, закреплённым за ним собственниками, управляет имуществом, которое получено по иным основаниям.

Унитарный характер учреждения заключается в том, что учреждение не может быть создано несколькими учредителями. Однако для учреждений, которые были созданы несколькими учредителями до сентября 2014 года, обязательным является преобразование учреждения в фонд или автономную некоммерческую организацию.                                                       

Устранена правовая коллизия, которая содержалась в ФЗ № 7 от 12.01.1996 года, которое позволяло преобразование муниципальных или государственных учреждений в некоммерческие организации других форм или хозяйственные общества. В новой редакции ГК установлен четкий запрет на подобные преобразования.

Однако, до настоящего времени не принято нормативных актов, которые определяли бы порядок и случаи преобразования государственных учреждений.

Медицинское учреждение здравоохранения может быть создано юридическим лицом или гражданином РФ, в таком случае оно является частным учреждением.

Государственное учреждение здравоохранения или муниципальное учреждение здравоохранения может быть создано субъектом РФ, муниципальным образованием или Российской Федерацией.

Если такое учреждение создано организациями, которые принадлежат соответственно РФ, региону РФ или муниципальному образованию – оно является частным.

Ярким примером являются медучреждения, созданные ОАО «РЖД», т.к. все они созданы акционерным обществом, а не публично-правовым образованием.

Именно учредитель избирает руководителя медучреждения, который может поручить эту задачу коллегиальному органу, после чего утверждает предлагаемую кандидатуру.

Финансирование государственных и муниципальных учреждений здравоохранения

Порядок финансирования государственных учреждений прописан в разных нормативно-правовых актах:

  • Для бюджетных учреждений – ФЗ № 7 от 12.01.1996;
  • Для автономных учреждений – ФЗ № 174 от 03.11.2006;
  • Для казенных учреждений – в  Бюджетном кодексе РФ.

Муниципальные и государственные учреждения не должны отвечать  по обязательствам своих собственников  и отвечают по своим обязательствам по-разному.

Казенное же учреждение отвечает по обязательствам денежными средствами, которые находятся в его распоряжении.

Для бюджетных учреждений правило другое – они отвечают по обязательствам всем находящимся     на праве оперативного управления имуществом, а также имуществом, которое приобретено  за счет приносящей доход деятельности. В законе предусмотрены исключения для некоторых видов имущества:

  • движимое особо ценное имущество, которое закреплено собственником имущества за бюджетным учреждением, а также приобретенное за счет средств собственника;
  • недвижимое имущество, независимо от того, за счет каких средств оно приобретено и на основании чего находится у бюджетного учреждения в оперативном управлении.

Согласно новым поправкам,  бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам, которые возникли при оказании услуг ОМС или выполнении им госзадания, в том числе, имуществом, приобретенным за счет приносящей доход учреждению деятельности.

Если средств и имущества учреждения для покрытия расходов по своим обязательствам ему не хватает, то субсидиарную ответственность несет собственник. Такие случаи перечислены в ст. 123.22 ГК РФ:

  • если у автономного или бюджетного учреждения недостаточно имущества, на которое может быть обращено взыскание, для обязательств по причинению вреда гражданам;
  •  если у казенного учреждения недостаточно имеющихся денежных средств.

Напомним, в предыдущей редакции ГК РФ собственники имущества никогда не отвечали по обязательствам автономных и бюджетных учреждений, новые требования применимы к правоотношениям, которые возникли  после 1 января 2011 года.

Ведение бюджетными учреждениями деятельности, приносящей доход

Согласно определению, приведенному в ГК РФ, предпринимательская деятельность должна соответствовать определенным требованиям: должна иметь своей целью систематическое получение прибыли от различной деятельности и осуществляться на свой риск.

Вместе с тем, что муниципальное или государственное учреждение здравоохранения не может осуществлять предпринимательскую деятельность, но может вести деятельность, приносящую ему доход. Однако, четкого определения такой деятельности в действующем законодательстве, не содержится.

В прежней редакции ГК РФ содержалось не очень логичное положение, согласно которому как коммерческие организации, так и некоммерческие организации могли вести предпринимательскую или приносящую доход деятельность.

После изменений, которые внесены в кодекс Законом № 99-ФЗ, схема изменилась, теперь коммерческие организации могут заниматься только предпринимательской деятельностью, а некоммерческие – деятельностью, приносящей ему доход. При этом такая деятельность должна быть прописана в уставе организации и отвечать целям  создания организации.

Однако это не значит, что некоммерческие организации теперь не могут получать прибыль, оказание медицинских услуг медучреждениям также приносит прибыль. Цены на платные медицинские услуги могут формироваться с учетом получаемой прибыли.

До сих пор ведется работа по урегулированию статуса некоммерческих организаций, поскольку в законе до сих пор присутствуют разночтения, например, в ГК РФ и ФЗ «О некоммерческих организациях».

Предложено оставить в №7-ФЗ лишь отсылки к нормам ГК РФ, в  самом   законе должны содержаться положения, устанавливающие особенности регистрации и контроля деятельности некоммерческих организаций, специфику их создания, ликвидации, а также форм поддержки со стороны органов власти

.

 Имущество учреждений для оказания платных услуг

Чтобы вести деятельность, которая будет приносить доход, учреждения должны иметь специальное имущество.

В новой редакции п. 5 ст. 50 ГК РФ указано, что рыночная стоимость такого имущества не должна быть меньше, чем минимальный размер уставного капитала, который установлен для обществ с ограниченной ответственностью.

Размер уставного капитала для ООО в 2016 году составляет не менее 10000 рублей.

Возникает важный вопрос – какое имущество должно использоваться для оказания пациентам платных услуг в учреждениях здравоохранения. Ведь  по логике такое имущество приобретается за счет деятельности, которая приносит ему доход, но сначала этот доход необходимо получить. А ведется деятельность на каком-то оборудовании, которое сначала необходимо приобрести. Получается замкнутый круг.

Однако, остаются добровольные пожертвования, которые также являются деятельностью, приносящей доход. В законе не предусмотрены меры ответственности за нарушение этих требований.

Заключение публичного договора

Важным нововведением стало распространение действия законодательства, которое применимо к организациям, осуществляющим предпринимательскую деятельность  на организации некоммерческие, которые ведут приносящую доход деятельность.

Верховный суд в постановлении Пленума № 25 от 23.06.2015 года пояснил, что в соответствии с п.4 ст. 50 ГК РФ, при осуществлении некоммерческими организациями приносящей доход деятельности, на них распространяются положения закона, которые применимы к лицам, осуществляющим деятельность предпринимательскую.

Данные изменения являются важными потому, что раньше много споров вызывал вопрос, могут ли распространяться на некоммерческие организации требования, которые касаются заключения публичного договора. Например, могут ли такие организации предоставлять определенные преимущества некоторым группам потребителям.

В прежней редакции ст. 426 ГК РФ речь шла лишь об организациях коммерческих.

Публичным является договор, который заключается лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность или деятельность, приносящую ему доход и устанавливающий обязанность такого лица предоставлять товары, оказывать услуги или выполнять работы в отношении каждого лица, которое к нему обратится. Данные требования относятся, в том числе, и к предоставлению медицинских услуг.

При этом лицо, заключившее такой договор, не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим при заключении публичного договора, за исключением установленных законом случаев.

Раньше в п. 4 ст. 9.2 № 7-ФЗ, законодатель вынужден был указать, что бюджетное учреждение здравоохранения имеет право в некоторых случаях оказывать услуги и выполнять работы, которые относятся к его основному виду деятельности для юридических лиц и граждан за определенную плату и на одинаковых для всех обратившихся для их оказания условиях.

Изменения в ГК эту проблему решили, теперь институт публичного договора в равной мере распространяется и на некоммерческие организации, независимо от их вида, при осуществлении деятельности, которая приносит им доход. Учреждения здравоохранения также попадают под действие новых поправок.

Материал проверен экспертами Актион Медицина

logo
Сайт использует файлы cookie, что позволяет получать информацию о вас. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием cookie и предоставления их сторонним партнерам.