Медицинские споры – неприятная тема для всех медучреждений, а для юриста это сложная и специфичная категория дел.
Что такое медицинские споры и в чем их специфика? На что обратить внимание при получении иска от пациента? Как вести себя в суде?
Путин поддержал отказ от термина «медицинская услуга». К чему готовиться клиникам >>
Ответим на все вопросы подробно.
Из статьи Вы узнаете:
Медицинские споры: особенности
Медицинские споры – одна из самых специфичных и сложных категорий дел в практике любого юриста.
Споры с медицинскими учреждениями связаны с гражданским законодательством, когда речь идет о причинении вреда пациенту, а также с законом «О защите прав потребителей», поскольку медицинская услуга оказывается конкретному потребителю – пациенту.
Если причинен серьезный вред здоровью пациентов, речь может идти об уголовном разбирательстве.
Медицинским организациям часто приходится сталкиваться с претензиями пациентов.
Как правило, они связаны с:
- некачественным оказанием медицинской помощи, когда врачом допущены дефекты при оказании медицинских услуг, то есть речь идет о врачебной ошибке;
- когда медицинским работником не была оказана помощь пациенту.
Особенности медицинских споров состоят в следующем:
- судебные медицинские споры сложны в доказывании – бремя доказывания распределено неравномерно между сторонами, вследствие чего и медучреждению и пациенту затруднительно доказать свою правоту;
- для привлечения стороны к ответственности важно доказать не только то, что оказание медицинских услуг было некачественным и пациенту причинен вред, но и что виновные действия конкретного специалиста привели к этому;
- пациентам необходима юридическая помощь – медучреждения используют в процессе доказывания медицинскую терминологию, которая второй стороне непонятна;
- в большинстве случаев пациент требует компенсации морального вреда;
- дефекты при оказании медицинской помощи доказываются при проведении специальной медицинской экспертизы.
Виды медицинских споров
Медицинские споры могут происходить в административном или судебном порядке.
Административный порядок предполагает, что стороны самостоятельно договариваются между собой, но, если одна из сторон не согласна с мнением другой – помочь может только суд.
Возникнуть медицинские споры могут по разным основаниям:
- пациент считает, что действия медицинского персонала были непрофессиональными, что повлияло на результат лечебно-диагностических процедур;
- медучреждение не выполнило свои обязательства по договору оказания услуг;
- состояние пациента ухудшилось, у него наступили осложнения после оказанной медпомощи или вследствие досрочного прекращения лечения;
- условия оказания медпомощи не соответствовали санитарно-гигиеническим требованиям;
- пациенту были оказаны дополнительные услуги по причине неверно проведенной диагностики, реабилитации или лечения;
- медучреждение выставило пациенту счета за услуги, которые он фактически не получал.
Фактически медицинские споры имеют место быть всегда, когда пациент, обратившийся за медпомощью пострадал вследствие непрофессиональных и неверных действий медицинских специалистов.
Для защиты своих прав пациенты могут обращаться за помощью в органы следствия, прокуратуры, в фонд ОМС, в Минздрав, Росздравнадзор и любые общественные организации, которые защищают права пациента.
Медицинские споры и дефекты медицинской помощи
Судебные медицинские споры так или иначе связаны с дефектами, которые были допущены при оказании медицинской помощи.
Суд в этом случае должен установить, имел место конкретный дефект или нет.
Какие виды дефектов выделяются при оказании медицинской помощи в соответствии с ФЗ «Об охране здоровья граждан» и ФЗ «Об ОМС»:
- Дефекты, которые связаны с нарушением условий оказаний медицинской помощи. Такие дефекты выявляют страховые компании, когда проверяют качество медпомощи и ее соответствие действующим порядкам, медицинским стандартам, договору на оказание медпомощи и т.д.
- Дефекты, которые связаны с наступлением негативных последствий для здоровья пациента в процессе оказания медицинской помощи.
В таком случае отмечается ухудшение состояния здоровья пациента, дополнительные осложнения и травмы, причинение вреда, связанное с действиями врача, а также его бездействием.
- Дефекты, которые связаны с нарушениями медицинского персонала норм профессиональной деонтологии и этики, когда конкретные специалисты пренебрегают этическими нормами при оказании помощи конкретному пациенту.
- Дефекты, которые связаны с необоснованным невыполнением медработниками конкретных процедур, показанных пациенту, и предусмотренных действующими протоколами и клиническими рекомендациями по конкретному заболеванию и состоянию.
- Дефекты, связанные с нарушением принципа преемственности оказания медпомощи, а также с неправильной и непрофильной госпитализацией пациента в различные медучреждения.
- Медицинские споры также возникают в таких случаях, когда следствием действий медицинских работников стало развитие у больного ятрогенного заболевания, то есть заболевания, которые связаны с медицинским вмешательством.
- Дефекты, которые связаны с необоснованным непредставлением страховой компании медицинской документации на пациента, которая может разъяснить ситуацию с пациентом.
Кроме того, дефектом считаются и случаи, когда документация присутствует, но оформлена неправильно, что препятствует проведению экспертизы качества медпомощи.
Медицинские споры: помощь в анализе иска
Любой юрист медицинского учреждения, который получает исковое заявление от пациента, должен внимательно его проанализировать.
Уведомление пациенту об одностороннем отказе от исполнения договора
посмотреть/скачать>>
В частности, изучить необходимо следующее:
- определите субъектный состав искового заявления – является ли медучреждение надлежащим ответчиком и может ли оно быть привлечено в качестве третьего лица в споре;
- оцените изложенные пациентом обстоятельства дела – проанализируйте реальные факты, изучите случай оказания медпомощи и его нюансы (присутствовало ли причинение вреда и т.д.);
- изучите правовое обоснование иска – верно ли применены правовые нормы, применимы ли они в данной ситуации;
- изучите требования пациента – корректность и правильность их формулирования.
Донесите данную информацию до главного врача, который изложит свою позицию и позицию медучреждения в данном споре.
Судебные медицинские споры
Медицинским организациям часто приходится излагать свою позицию по поводу взаимоотношений с пациентом в суде – так медицинские споры заканчиваются очень часто.
В суде главному врачу и юристу медучреждения придется столкнуться с обиженным пациентом лицом к лицу.
В ходе судебного разбирательства стоит задать ему следующие вопросы:
- какие симптомы послужили для пациента поводом для обращения в медицинское учреждение;
- кто именно и как оказывал медицинскую помощь во время пребывания в медучреждении;
- обращался ли пациент во время лечения за разъяснениями и дополнительной помощью к врачам и медсестрам, сообщал ли им об ухудшении своего состояния и новых симптомах;
- проходил ли пациент параллельно или перед посещением медучреждения в другом медучреждении, попросите его описать весь процесс лечения;
- готов ли пациент предоставить аудио- и видеозаписи общения с медперсоналом в качестве доказательства своей позиции;
- какая медицинская документация находится у пациента на руках и др.
Именно предварительное детальное изучение иска позволит медучреждению сформулировать свою позицию в споре и поможет подготовиться к суду заранее.
Медучреждение должно быть готово заявлять в суде свои ходатайства, представлять собственные доказательства, привлекать третьих лиц, а также заявлять о проведении независимой судебной экспертизы.
Медицинские споры могут заканчиваться и в третейском суде. Законодательство позволяет разрешать в таком суде даже разбирательства, связаны с оплатой медпомощи в системе ОМС.
Однако, обращение в третейский суд возможно только в том случае, если на это согласны обе стороны спора.
Материал проверен экспертами Актион Медицина