-
-
-
-
Хотите скачать файл?


Чтобы скачать этот файл, и получить доступ к другим документам, зарегистрируйтесь. Это займет 1 минуту:)

В подарок - комплект документов для аккредитации в 2023 году!

напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверная почта или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
и читать статьи без ограничений!
Зарегистрироваться
Хотите скачать файл?


Чтобы скачать этот файл, и получить доступ к другим документам, зарегистрируйтесь. Это займет 1 минуту:)

В подарок - комплект документов для аккредитации в 2023 году!

напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверная почта или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
и читать статьи без ограничений!
Зарегистрироваться
Сайт для медицинских работников!

Zdrav.ru - профессиональный сайт, и многие статьи здесь закрыты. Для медработника регистрация займет 1 минуту.

В подарок - комплект документов для аккредитации в 2024 году!

напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверная почта или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
и читать статьи без ограничений!
Зарегистрироваться
-

Медицинские споры

10 ноября 2017
1356
Средний балл: 0 из 5

Вред здоровью пациентовМедицинские споры – неприятная тема для всех медучреждений, а для юриста это сложная и специфичная категория дел.

Что такое медицинские споры и в чем их специфика? На что обратить внимание при получении иска от пациента? Как вести себя в суде? 

Путин поддержал отказ от термина «медицинская услуга». К чему готовиться клиникам >>

Ответим на все вопросы подробно.

Медицинские споры: особенности

Медицинские споры – одна из самых специфичных и сложных категорий дел в практике любого юриста.

Споры с медицинскими учреждениями связаны с гражданским законодательством, когда речь идет о причинении вреда пациенту, а также с законом «О защите прав потребителей», поскольку медицинская услуга оказывается конкретному потребителю – пациенту.

Если причинен серьезный вред здоровью пациентов, речь может идти об уголовном разбирательстве.

Медицинским организациям часто приходится сталкиваться с претензиями пациентов.

Как правило, они связаны с:

  • некачественным оказанием медицинской помощи, когда врачом допущены дефекты при оказании медицинских услуг, то есть речь идет о врачебной ошибке;
  • когда медицинским работником не была оказана помощь пациенту.

Особенности медицинских споров состоят в следующем:

  • судебные медицинские споры сложны в доказывании – бремя доказывания распределено неравномерно между сторонами, вследствие чего и медучреждению и пациенту затруднительно доказать свою правоту;
  • для привлечения стороны к ответственности важно доказать не только то, что оказание медицинских услуг было некачественным и пациенту причинен вред, но и что виновные действия конкретного специалиста   привели к этому;
  • пациентам необходима юридическая помощь – медучреждения используют в процессе доказывания медицинскую терминологию, которая второй стороне непонятна;
  • в большинстве случаев пациент требует компенсации морального вреда;
  • дефекты при оказании медицинской помощи доказываются при проведении специальной медицинской экспертизы.

Виды медицинских споров

Медицинские споры могут происходить в административном или судебном порядке.

Административный порядок предполагает, что стороны самостоятельно договариваются между собой, но, если одна из сторон не согласна с мнением другой – помочь может только суд.

Возникнуть медицинские споры могут по разным основаниям:

  • пациент считает, что действия медицинского персонала были непрофессиональными, что повлияло на результат лечебно-диагностических процедур;
  • медучреждение не выполнило свои обязательства по договору оказания услуг;
  • состояние пациента ухудшилось, у него наступили осложнения после оказанной медпомощи или вследствие досрочного прекращения лечения;
  • условия оказания медпомощи не соответствовали санитарно-гигиеническим требованиям;
  • пациенту были оказаны дополнительные услуги по причине неверно проведенной диагностики, реабилитации или лечения;
  • медучреждение выставило пациенту счета за услуги, которые он фактически не получал.

Фактически медицинские споры имеют место быть всегда, когда пациент, обратившийся за медпомощью пострадал вследствие непрофессиональных и неверных действий медицинских специалистов.

Для защиты своих прав пациенты могут обращаться за помощью в органы следствия, прокуратуры, в фонд ОМС, в Минздрав, Росздравнадзор и любые общественные организации, которые защищают права пациента.

Медицинские споры и дефекты медицинской помощи

Охрана здоровья гражданСудебные медицинские споры так или иначе связаны с дефектами, которые были допущены при оказании медицинской помощи.

Суд в этом случае должен установить, имел место конкретный дефект или нет.

Какие виды дефектов выделяются при оказании медицинской помощи в соответствии с ФЗ «Об охране здоровья граждан» и ФЗ «Об ОМС»:

  1. Дефекты, которые связаны с нарушением условий оказаний медицинской помощи. Такие дефекты выявляют страховые компании, когда проверяют качество медпомощи и ее соответствие действующим порядкам, медицинским стандартам, договору на оказание медпомощи и т.д.
  2. Дефекты, которые связаны с наступлением негативных последствий для здоровья пациента в процессе оказания медицинской помощи.

В таком случае отмечается ухудшение состояния здоровья пациента, дополнительные осложнения и травмы, причинение вреда, связанное с действиями врача, а также его бездействием.

  1. Дефекты, которые связаны с нарушениями медицинского персонала норм профессиональной деонтологии и этики, когда конкретные специалисты пренебрегают этическими нормами при оказании помощи конкретному пациенту.
  2. Дефекты, которые связаны с необоснованным невыполнением медработниками конкретных процедур, показанных пациенту, и предусмотренных действующими протоколами и клиническими рекомендациями по конкретному заболеванию и состоянию.
  3. Дефекты, связанные с нарушением принципа преемственности оказания медпомощи, а также с неправильной и непрофильной госпитализацией пациента в различные медучреждения.
  4. Медицинские споры также возникают в таких случаях, когда следствием действий медицинских работников стало развитие у больного ятрогенного заболевания, то есть заболевания, которые связаны с медицинским вмешательством.
  5. Дефекты, которые связаны с необоснованным непредставлением страховой компании медицинской документации на пациента, которая может разъяснить ситуацию с пациентом.

Кроме того, дефектом считаются и случаи, когда документация присутствует, но оформлена неправильно, что препятствует проведению экспертизы качества медпомощи.

Медицинские споры: помощь в анализе иска

Любой юрист медицинского учреждения, который получает исковое заявление от пациента, должен внимательно его проанализировать.

Уведомление пациенту об одностороннем отказе от исполнения договора

Уведомление пациенту об одностороннем отказе от исполнения договора
посмотреть/скачать>>

В частности, изучить необходимо следующее:

  • определите субъектный состав искового заявления – является ли медучреждение надлежащим ответчиком и может ли оно быть привлечено в качестве третьего лица в споре;
  • оцените изложенные пациентом обстоятельства дела – проанализируйте реальные факты, изучите случай оказания медпомощи и его нюансы (присутствовало ли причинение вреда и т.д.);
  • изучите правовое обоснование иска – верно ли применены правовые нормы, применимы ли они в данной ситуации;
  • изучите требования пациента – корректность и правильность их формулирования.

Донесите данную информацию до главного врача, который изложит свою позицию и позицию медучреждения в данном споре.

Некачественное оказанием медицинской помощи

Судебные медицинские споры

Медицинским организациям часто приходится излагать свою позицию по поводу взаимоотношений с пациентом в суде – так медицинские споры заканчиваются очень часто.

В суде главному врачу и юристу медучреждения придется столкнуться с обиженным пациентом лицом к лицу.

В ходе судебного разбирательства стоит задать ему следующие вопросы:

  • какие симптомы послужили для пациента поводом для обращения в медицинское учреждение;
  • кто именно и как оказывал медицинскую помощь во время пребывания в медучреждении;
  • обращался ли пациент во время лечения за разъяснениями и дополнительной помощью к врачам и медсестрам, сообщал ли им об ухудшении своего состояния и новых симптомах;
  • проходил ли пациент параллельно или перед посещением медучреждения в другом медучреждении, попросите его описать весь процесс лечения;
  • готов ли пациент предоставить аудио- и видеозаписи общения с медперсоналом в качестве доказательства своей позиции;
  • какая медицинская документация находится у пациента на руках и др.

Именно предварительное детальное изучение иска позволит медучреждению сформулировать свою позицию в споре и поможет подготовиться к суду заранее.

Медучреждение должно быть готово заявлять в суде свои ходатайства, представлять собственные доказательства, привлекать третьих лиц, а также заявлять о проведении независимой судебной экспертизы.

Медицинские споры могут заканчиваться и в третейском суде. Законодательство позволяет разрешать в таком суде даже разбирательства, связаны с оплатой медпомощи в системе ОМС.

Однако, обращение в третейский суд возможно только в том случае, если на это согласны обе стороны спора.

Материал проверен экспертами Актион Медицина

logo
Сайт использует файлы cookie, что позволяет получать информацию о вас. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием cookie и предоставления их сторонним партнерам.