-
-
-
-
Хотите скачать файл?


Чтобы скачать этот файл, и получить доступ к другим документам, зарегистрируйтесь. Это займет 1 минуту:)

В подарок - комплект документов для аккредитации в 2023 году!

напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверная почта или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
и читать статьи без ограничений!
Зарегистрироваться
Хотите скачать файл?


Чтобы скачать этот файл, и получить доступ к другим документам, зарегистрируйтесь. Это займет 1 минуту:)

В подарок - комплект документов для аккредитации в 2023 году!

напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверная почта или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
и читать статьи без ограничений!
Зарегистрироваться
Сайт для медицинских работников!

Zdrav.ru - профессиональный сайт, и многие статьи здесь закрыты. Для медработника регистрация займет 1 минуту.

В подарок - комплект документов для аккредитации в 2024 году!

напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверная почта или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
и читать статьи без ограничений!
Зарегистрироваться
-

Эффективность расходования бюджетных средств в медучреждении: методы оценки и позиция судов

7 февраля 2019
132
Средний балл: 0 из 5

Как оценить эффективность использования средствВ действующих законах отсутствуют готовые методики того, как определить, что бюджетные средства расходуются медучреждением эффективно.

Однако, надзорные органы провели свой анализ и выделили критерии эффективности.

Расскажем, как их применять в условиях внутреннего аудита медучреждения.

Как подготовиться и пройти проверку спецвыплат по постановлению № 2568 >>

Методы внутреннего аудита

В общем случае методы государственную или финансового контроля основываются на сопоставлении однородных данных, которые содержатся в различных документах.

Перечислим их:

  • смета;
  • годовая бюджетная отчетность;
  • главная книга;
  • журналы операций;
  • регистры бюджетного учета, т.е. оборотные ведомости по счетам;
  • выписки с лицевых счетов;
  • кассовая книга.

Служба медучреждения, отвечающая за финконтроль на своем уровне, может пользоваться теми же методиками, что и внешние проверяющие. Для этого в их распоряжении есть все необходимые документы.

При этом, для сокращения времени проверки экономии трудовых ресурсов рекомендуем придерживаться общей логики при систематизации и анализе полученных данных.

Как оценить организацию системы контроля, а также эффективность контрольных процедур, читайте в Системе Экономика ЛПУ.

Так,если нужно оценить достижение целей финансирования при расходовании предоставленных медучреждению средств за прошлый год, нужно последовательно сверить друг с другом следующие документы:

  1. Расчетная документация к проекту сметы с действующей сметой.
  2. Утвержденную и исполненную смету с бюджетной отчетностью за год.
  3. Отчетность и смету с данными учета о начисленных расходах.
  4. Начисленные расходы сверяются с кассовым расходом или с исполненными расходами.

Для удобства эти результаты сверки по всем кодировкам классификации расходов можно включить в единую таблицу.

В идеальном случае при дальнейшем сопоставлении позиции должны быть равны - расходы должны быть начислены в отчетном году в объеме лимитов бюджетных обязательств или ассигнований, и в той же сумме должны быть оплачены.

Чтобы проверить результат исполнения сметы внутренние ревизоры составляют подобную таблицу по данным бухучета за год.

В том случае, если бухгалтерия учреждения будет использовать данный месяц сопоставления на этапе текущего контроля ежеквартально или ежемесячно, учитывайте, что смета еще не исполнено.

В конце квартала причиной отклонений может быть обычная разница между датой оплаты и датой оприходования.

Бесплатные вебинары с баллами НМО для экономистов медорганизаций

Анализ отклонений

Если отклонение выявлены - это сигнал для дальнейшего анализа. Чтобы установить причину расхождений изучите все операции, которые в сумме дают неверное значение по коду расхода бюджета.

В случае необходимости проверьте первичные документы по так называемым подозрительным бухгалтерским проводкам.

Причиной несовпадения данных может оказаться обычная бухгалтерская ошибка.

Если у учреждения есть сомнения в правильности или достоверности каких-либо данных, то сверку проводят только после анализа и выявления нарушений.

В этом случае можно избежать сопоставлений с ошибочными данными и сосредоточиться на анализе только тех данных, в которых выявлены отклонения. 

На этапе исполнения сметы организуйте текущий контроль целевого расходования бюджетных средств, как правильно это сделать, прочтите в журнале "Экономика ЛПУ в вопросах и ответах".

Перед сопоставлением данных об исполнении сметы:

  • убедитесь в правильности применения нормативов при разработке проекта сметы;
  • проверите соответствие расчетов утвержденным показателям сметы;
  • убедитесь в правильности формирования итоговых данных бюджетной отчетности, установите их соответствие данным учета;
  • необходимо проверить, как отнесли начисленные расходы на коды бюджетной классификации, проанализировать расходы на наличие иных нарушений, можно выявить факты завышения норм
  • необходимо проверить перечисление оплаты, определить законность различных выплат и наличие подтверждающих первичных документов.
В новом номере журнала «Экономика ЛПУ в вопросах и ответах»:
Как подготовиться и пройти проверку спецвыплат по постановлению № 2568Если переплата произошла по вине медорганизации, деньги придется вернуть в Фонд. При этом вернуть деньги из средств ОМС не получится, только за счет приносящей доход деятельности. >>
Как получить дополнительный доход от продажи услуг по ДМССтраховые компании рассчитывают стоимость полиса ДМС в зависимости от данных статистики по заболеваниям, продолжительности жизни, демографии, с учетом пола и возраста застрахованного. >>
Путеводитель по правилам закупок на 2024 годС 1 апреля 2024 года заказчики обязаны заключать цифровой контракт по итогам конкурентных закупок. >>

Эффективность расходования средств

Принцип эффективности использования бюджетных средств требует, чтобы учреждения при составлении и исполнении сметы стремились к достижению наилучших результатов с использованием наименьшего объема средств, т.е. эффективность использования средств не означает простое сокращение издержек.

Медучреждение должно следить, чтобы снижение затрат ни коем образом не влияло, не ухудшало качества выполнения задания или не привело к срыву исполнения задания.

Проверку эффективности своих расходов учреждение также может организовать в рамках процедур контроля целевого использования бюджетных средств, какие-то дополнительные мероприятия для этого проводить не требуется.

Контрольные органы часто оценивают эффективность сделок и выносят предписание о нарушении принципа эффективного использования бюджетных средств.

Как правило, к признакам неэффективного использования бюджетных средств органы финансового контроля относят следующие нарушения:

  1. Нарушение порядка контрактной системы в сфере закупки.
  2. Приобретение товаров работ или услуг по завышенным ценам, то есть по ценам выше среднерыночных.
  3. Приобретение невостребованного оборудования, инвентаря и иных материальных ценностей, которые не будут использоваться.
  4. Расходование средств без результата.
  5. Расходование средств сверх установленных норм даже в случае получения требуемого результата, уплата штрафов, пеней, неустоек на возмещение вреда допущенного по вине учреждения.
  6. Неоправданное авансирование, в том числе перечисление денежных средств контрагентам с непогашенной дебиторской задолженности или непринятие мер по взысканию просроченной дебиторской задолженности.
  7. Не погашение учреждением собственной задолженности при наличии денежных средств, а также неиспользование выделенных лимитов бюджетных обязательств при наличии потребности в них.

Какие изменения в системе внутреннего контроля вступили в силу, расскажем в журнале "Экономика ЛПУ в вопросах и ответах".

Что суды считают неэффективным расходованием средств

Суды отмечают, что классификаторы нарушений, применяемые в практике органами внутреннего финансового контроля, носят исключительно рекомендательный характер.

По мнению судов, неэффективным расходованием бюджетных средств может быть признана только конкретная операция при условии, если контролеры докажут, что учреждение имело возможность выполнить задачу с использованием меньшего объема средств или достичь лучшего результата.

Методы определения эффективного расходования

В настоящий момент органы государственно-финансовый контроля не имеют единой методики проверок эффективности расходования бюджетных средств.

Поэтому они часто используют методологию аудита, которую разработали органы внешнего финансового контроля т.е. Счетная палата Российской Федерации.

Внутренний стандарт Счетной палаты устанавливает, что эффективность оценивается по трем основным показателям: экономичность, продуктивность и результативность.

Стандарт определяет, как именно по итогам аудита эффективности на основании оценки этих параметров формировать выводы и рекомендации.

Счетная палата Российской Федерации подробно регламентирует порядок действий сбора и анализа информации при проведении аудита эффективности и его особенности по сравнению с другими ревизиями.

Использование методологии Счетной палаты Российской Федерации и некоторых контрольных процедур поможет учреждению организовать действенный внутренний контроль над эффективностью расходования средств бюджета.

1. Экономичность - характеризует наилучшее соотношение между ресурсами и результатами их использования.

Использование государственных средств признают экономичным, если заданные результаты достигнуты с наименьшими затратами или на выделенные средства мы достигли максимально возможных.

На этапе разработки проекта сметы и плана финансово-хозяйственной деятельности документально подтвердите, что обоснование потребности в денежных средствах соответствует этому принципу, к расчету затрат, которые определяются методом сопоставимых рыночных цен, они по нормативам, приложите анализ цен на товары, работы и услуги, необязательно для этого заказывать  какие-то услуги оценщика или еще что-то, достаточно сделать распечатку из интернета с аналитическим обзором уровня цен или со статистическими данными.

Текущий контроль параметра «экономичность» в медучреждении в первую очередь должен проходить в рамках процедуры определения поставщиков и санкционирования операций.

Как начальная цена контракта, так и решения конкурсной комиссии должны быть обоснованы в соответствии со всеми требованиями законодательства контрактной системы.

Зачем медорганизации нужен внутренний контроль, какие документы необходимы, чтобы система заработала, и как правильно оформить результаты контроля, подробно читайте в системе "Экономика ЛПУ".

При проведении внутренних ревизий или проверок на стадии последующего контроля медучреждение, чтобы подтвердить экономность затрат может по аналогии применять контрольные процедуры Счетной палаты, то есть:

  • сравнить израсходованные средства на приобретение ресурсов с такими же показателями предыдущего периода;
  • повторно изучить возможность приобретения и использования ресурсов более экономным способом;
  • проверить соблюдение процедур при приобретении ресурсов, например, проведение конкурсов;
  • проанализировать правильность расчетов и принятия решения оценки контрактов.

Применение всех этих вышеуказанных мер внутреннего контроля поможет медицинской организации избежать претензий государственных ревизор.

2. Продуктивность - определяется по количеству затрат на единицу оказанной услуги учреждения.

Если фактические затраты на единицу оказанных услуг не будут превышать запланированной величины, либо иного норматива, которым установлен плановый уровень затрат, то использование бюджетных средств признают продуктивным.

Для оценки продуктивности органы контроля могут применять:

  1. Соотношение плановых и фактических показателей деятельности учреждения.
  2. Нормативы бюджетных расходов на оказание государственных и муниципальных услуг или аналогичные нормативы.
  3. Соотношение между фактическими затратами и результатами текущего года с аналогичными соотношениями за предыдущий период или за предыдущие периоды.
  4. Соотношение затрат и результатов в других медицинских организациях.

Медучреждению можно рекомендовать использовать относительный показатель продуктивности для контроля над ходом исполнения сметы или плана финансово-хозяйственной деятельности. Серьезные отклонения этого показателя в течение года от плановых значений будут свидетельствовать либо о росте издержек, либо о сокращении объема услуг.

В этом случае учреждение может своевременно принять соответствующие управленческие решения, скорректировать и внести изменения в смету или в план финансово-хозяйственной деятельности.

3. Результативность показывает степень достижения намеченных целей и решения поставленных задач.

Чтобы определить степень результативности контролеры, анализируя итог перечисления средств или платежей, характер использования приобретенного имущества в деятельности учреждения, то есть конкретные продукты деятельности, объем оказанных услуг, количество людей, которое получило медуслуги, а также степень достижения установленных социально-экономических целей и решение поставленных задач, на которые были использованы государственных средства.

Финансовые органы часто расценивают авансовые платежи и просроченную дебиторскую задолженность как признак нерезультативности.


Ответственность за неэффективное расходование средств бюджета

Считается, что неэффективное использование бюджетных средств приносит больше ущерба, чем нецелевое.

Но в настоящее время ответственность за неэффективное использование бюджетных средств законом не предусмотрена.

Должностные лица заказчиков несут персональную ответственность за соблюдение требований закона «О контрактной системе», но за неэффективное использование бюджетных средств эти должностные лица заказчиков, их можно привлечь только к дисциплинарной ответственности на основании ст. 192 ТК РФ.

Для этого необходимо включить в трудовой договор обязанность по обеспечению эффективного и экономного использования бюджетных средств.

При этом термин «неэффективность» использования бюджетных средств должен быть ясно прописан в трудовом договоре, чтобы избежать необъективности или субъективного толкования данного термина.

Также необходимо помнить, что контролирующие органы в любом случае могут вынести учреждению предписание об устранении найденных нарушений неэффективного использования бюджетных средств.

В тех условиях, когда четких критериев эффективности законодательство не устанавливает, медицинским организациям придется руководствоваться предписаниями органов государственного финансового контроля или уже сложившейся судебной практикой, ее на данный момент немало.

Материал проверен экспертами Актион Медицина

logo
Сайт использует файлы cookie, что позволяет получать информацию о вас. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием cookie и предоставления их сторонним партнерам.