-
-
-
-
Хотите скачать файл?


Чтобы скачать этот файл, и получить доступ к другим документам, зарегистрируйтесь. Это займет 1 минуту:)

В подарок - комплект документов для аккредитации в 2023 году!

напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверная почта или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
и читать статьи без ограничений!
Зарегистрироваться
Хотите скачать файл?


Чтобы скачать этот файл, и получить доступ к другим документам, зарегистрируйтесь. Это займет 1 минуту:)

В подарок - комплект документов для аккредитации в 2023 году!

напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверная почта или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
и читать статьи без ограничений!
Зарегистрироваться
Сайт для медицинских работников!

Zdrav.ru - профессиональный сайт, и многие статьи здесь закрыты. Для медработника регистрация займет 1 минуту.

В подарок - комплект документов для аккредитации в 2024 году!

напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверная почта или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
и читать статьи без ограничений!
Зарегистрироваться
-

Как организовать телемедицинские консультации

24 января 2023
4146
Средний балл: 5 из 5

Как организовать телемедицинские консультации

Оказание медицинской помощи с применением телемедицинских технологий регламентировано приказом Минздрава от 30.11.2017 № 965н. Для получения консультации потребуется информированное добровольное согласие на проведение телемедицинской консультации.

В статье рассказали, какие виды онлайн-консультаций и по каким направлениям вправе проводить врач, какие требования к телемедицинским технологиям применяются.

Читайте в майском номере журнала «Здравоохранение»

Оклады и выплаты медработникам по Постановлению № 343. Новые риски для медорганизаций >>

Основная цель телемедицины - это получение квалифицированного медицинского заключения по вопросам, связанным с постановкой правильного диагноза, тактикой и методикой дальнейшего лечения, определением целесообразности проведения медицинских мероприятий и медицинских манипуляций, контролем состояния здоровья пациента, уточнением показаний для проведения очной консультации.

Основные направления применения телемедицинских технологий

Отметим, что телемедицинская консультация не является отдельной медицинской услугой или направлением медицины – это всего лишь технология оказания известных медуслуг. Поэтому дополнительную лицензию на консультации оформлять не нужно.

Телекоммуникационные медицинские технологии являются социально значимым и экономически эффективным инструментом для:

  • обеспечения равнодоступности медицинского и социального обслуживания населения России;
  • создания единого высокого стандарта качества медицинского и социального обслуживания граждан РФ независимо от их места жительства и социального положения;
  • создания постоянных рабочих мест для высококвалифицированного медицинского и технического персонала;
  • расширения системы профилактических мероприятий в здравоохранении, включая сплошную диспансеризацию населения, защиту материнства и детства;
  • предоставление оперативной и качественной медицинской помощи в условиях чрезвычайных ситуаций;
  • обеспечение дистанционного непрерывного процесса подготовки и переподготовки медицинского и управленческого персонала системы здравоохранения;
  • внедрение современных медицинских методов оказания медицинской помощи;
  • оптимизация расходов на здравоохранение за счет оперативного получения информации и сокращения числа ошибочных диагнозов;
  • обеспечение медицинской помощи пожилому населению, людям с ограниченными возможностями;
  • пропаганда здорового образа жизни.

Далее рассмотрим, какие виды телемедицинских консультаций существуют, в каких случаях и каким образом они применяются.

Виды телемедицины

В зависимости от сроков передачи информации и взаимодействия между участвующими в процессе лицами, выделяют следующие виды телемедицинских консультаций:

  • асинхронные телекоммуникационные медицинские технологии – обмен предварительно записанными данными между двумя или более лицами в разное время. Например, пациент направляет врачу по электронной почте описание медицинского случая, затем врач отправляет обратно свое заключение по поводу диагноза и рекомендуемых обследования и лечения;
  • синхронные телекоммуникационные медицинские технологии – обмен информацией происходит в реальном времени и требует одновременного присутствия участвующих в процессе людей.

В обоих типах телемедицины соответствующая информация может передаваться в различных формах, таких как текст, аудио, видео или изображения (фотографии, рентгенограммы, рисунки, диаграммы, схемы).

В зависимости от участников и используемых средств различаются следующие виды телемедицины:

  • врачебная телемедицинская консультация (специалист консультирует врача с больным / врача без больного);
  • телемедицинское функциональное/лабораторное обследование (передача объективных данных о больном с медицинской аппаратуры);
  • советы спасателям (врач-специалист консультирует сотрудников мобильных спасательных отрядов);
  • советы населению (предоставление жителям возможности советоваться с врачом).

Наиболее распространена консультация пациента.

Алгоритм первичной телеконсультации в Системе Главный врач

телеконсультация врача   Открыть инструкцию сейчас

Выделяют:

  • консультации сложных больных на различных этапах оказания помощи;
  • экстренные консультации больных, находящихся в критическом состоянии;
  • консультации в процессе оказания помощи пострадавшим в чрезвычайных ситуациях;
  • догоспитальное консультирование больных для уточнения предварительного диагноза / метода лечения и решения вопроса о месте и сроках предстоящего лечения.

Области применения телемедицины

Современные телекоммуникационные технологии позволяют организовать телемониторинг состояния пациента вне зависимости от места его пребывания. Наиболее распространенное применение телемедицины - это домашние консультации, офисные, дорожные, корпоративные. Также выделяют «социальные телекоммуникационные медицинские технологии», «персональный мониторинг» и т. п.

Основные направления применения телемедицинских технологий

Медорганизации вправе проводить телеконсультации по двум направлениям:

  • врач – врач;
  • врач – пациент.

Одно из важных направлений применения телемедицины – оказание помощи в экстремальных условиях, например в труднодоступной местности, в зонах чрезвычайных ситуаций или боевых действий. Поэтому наиболее перспективными областями применения телемедицины можно считать и такие специфические области, как медицина катастроф, профилактика распространения инфекционных заболеваний, контроль вакцинации населения.

К телемедицинским технологиям относят:

  1. телемедицинская консультация / теленаставничество (связь организуется по схеме «точка – точка», что обеспечивает обсуждение больного лечащим врачом с консультантом / методическую помощь специалиста или преподавателя врачу или студенту);
  2. телемониторинг (телеметрия) функциональных показателей (связь организуется по схеме «много точек – точка», когда данные многих пациентов передаются в консультативный центр). Обеспечивает контроль жизненно важных функций организма;
  3. телемедицинская лекция/семинар (связь организуется по схеме «точка – много точек», при которой лектор (преподаватель) может обращаться ко всем участникам одновременно, а они, в свою очередь, могут обращаться к лектору, но лишены возможности общаться друг с другом). Используется для проведения образовательных мероприятий, дистанционного тестирования, экзаменов;
  4. телемедицинское совещание / консилиум / симпозиум (связь организуется по схеме «многоточки» (сети), в результате чего все участники могут общаться друг с другом). Проводится с целью обмена мнениями (отчета) при дистанционном проведении коллегий (совещаний, советов), медицинских консилиумов, научных заседаний.
От экспертов журнала «Здравоохранение»:
Росздравнадзор назвал главные ошибки в лицензировании. Как использовать новое руководство, чтобы обезопасить клиникуВместе с экспертом Росздравнадзора и медицинскими юристами подобрали примеры под нарушения из нового руководства по лицензированию. Сформировали чек-лист для внутреннего аудита медорганизации. Руководители из ведущих клиник поделились мерами профилактики нарушений по лицензионным требованиям, которые связаны с наибольшим риском.
Неочевидные нарушения в правилах аренды. Как взять на контроль ошибки, которые Росздравнадзор выделил в новом руководствеВ статье — алгоритм, который поможет контролировать одно из наиболее рискованных лицензионных требований — аренду помещений. Росздравнадзор выделил его в новом руководстве
Приостановили работу клиники на 90 суток из-за недочетов в техобслуживании. Решения от коллег, чтобы снизить рискиВ статье — решения от коллег, как взять на контроль техобслуживание медоборудования в клинике. Приостановить работу за нарушение лицензионных требований могут даже в мораторий. Образцы, чтобы снизить риски, прилагаются >>

Телемедицина законодательство

В нашей стране телекоммуникационные медицинские технологии выросли из космической медицины. В 1960-х гг. в авиационной и космической медицине стали применяться биотелеметрические методы контроля параметров жизнедеятельности летчиков и космонавтов. Началом использования технологий телемедицины в российской врачебной практике может считаться серия медицинских консультаций во время землетрясения в г. Спитаке в 1988 г.

В мировой врачебной практике активное использование и развитие технологий телемедицины началось несколько раньше. В 1970-х гг. удаленные консультации были впервые использованы в повседневной врачебной практике США и Канады, с этого момента телекоммуникационные медицинские технологии начали превращаться в самостоятельную область здравоохранения.

В 1998 г. была сформирована государственная программа «Российская телемедицина». В настоящий момент применение телемедицины регулируется приказом Минздрава от 30.11.2017 № 965н.

При коронавирусе закон о телемедицине дополнили приказом 1184н Минздрава о порядке предоставления медицинских телеконсультаций в условиях пандемии.

Согласие на телемедицинскую консультацию

Телеконсультации доступны пациентам старше 18 лет при условии регистрации в системе ЕСИА (портал госуслуг). Несовершеннолетние пациенты могут получать консультации в присутствии законного представителя, который прошел процедуру регистрации. При этом в обоих случаях оформляется согласие на проведение телемедицинской консультации.

Информированное добровольное согласие на проведение телемедицинской консультации должно содержать сведения о возможности/невозможности разглашения врачебной тайны. То есть пациент должен указать лиц, которые вправе по запросу получить информацию о состоянии здоровья пациента, назначениях и манипуляциях. При этом важно обеспечить соблюдение приказа Минздрава № 965н от 30.11.2017 в части документирования и сохранения сведений, которые были получены в ходе телемедицинских консультаций.

Форма заключения телемедицинской врачебной консультации

Скачайте в Системе Главный врач

телемедицинские консультации ковид

Скачать форму

Организация телемедицинской консультации

Схема организации телемедицинских консультаций регламентирована порядком организации и оказания медпомощи с применением телемедицинских технологий. Его разработали и приняли еще при Веронике Скворцовой. Приказ Минздрава от 30.11.2017 № 965н «Об утверждении порядка организации и оказания медицинской помощи с применением телемедицинских технологий».

Для оказания телемедицинских услуг клиника должна быть подключена к Федеральному реестру медорганизаций и ЕГИСЗ.

Кто вправе проводить телеконсультации и кто не является участником телемедицинской консультации

Допускайте к проведению телеконсультации штатных врачей, сведения о которых уже есть в федеральном реестре. Также каждый консультант должен иметь усиленную квалифицированную электронную подпись. Если их нет – оформите подписи в установленном порядке.

Согласно регламенту Минздрава, дистанционная медицинская консультация не предполагает постановку диагноза и первичный осмотр пациента. В рамках онлайн-консультирования можно:

  • оформлять справки;
  • направлять пациента на обследования;
  • корректировать план лечения.

Необходимость провести консультацию со специалистом из другой МО при оказании медпомощи в экстренной или плановой форме устанавливает лечащий врач. Выполняющий диагностические исследования медработник может обратиться за телеконсультацией. При плановом лечении врач или специалист по диагностике оформляет:

  • направление на консультацию, согласованное с начальником подразделения;
  • ИДС на проведение телеконсультаций;
  • согласие на обработку персональных данных.

Стандартная операционная система при проведении телемедицинских консультаций тут >>


logo
Сайт использует файлы cookie, что позволяет получать информацию о вас. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием cookie и предоставления их сторонним партнерам.