Оказание медицинской помощи с применением телемедицинских технологий регламентировано приказом Минздрава от 30.11.2017 № 965н. Для получения консультации потребуется информированное добровольное согласие на проведение телемедицинской консультации.
В статье рассказали, какие виды онлайн-консультаций и по каким направлениям вправе проводить врач, какие требования к телемедицинским технологиям применяются.
Читайте в майском номере журнала «Здравоохранение»
Оклады и выплаты медработникам по Постановлению № 343. Новые риски для медорганизаций >>
Основная цель телемедицины - это получение квалифицированного медицинского заключения по вопросам, связанным с постановкой правильного диагноза, тактикой и методикой дальнейшего лечения, определением целесообразности проведения медицинских мероприятий и медицинских манипуляций, контролем состояния здоровья пациента, уточнением показаний для проведения очной консультации.
Основные направления применения телемедицинских технологий
Отметим, что телемедицинская консультация не является отдельной медицинской услугой или направлением медицины – это всего лишь технология оказания известных медуслуг. Поэтому дополнительную лицензию на консультации оформлять не нужно.
Телекоммуникационные медицинские технологии являются социально значимым и экономически эффективным инструментом для:
- обеспечения равнодоступности медицинского и социального обслуживания населения России;
- создания единого высокого стандарта качества медицинского и социального обслуживания граждан РФ независимо от их места жительства и социального положения;
- создания постоянных рабочих мест для высококвалифицированного медицинского и технического персонала;
- расширения системы профилактических мероприятий в здравоохранении, включая сплошную диспансеризацию населения, защиту материнства и детства;
- предоставление оперативной и качественной медицинской помощи в условиях чрезвычайных ситуаций;
- обеспечение дистанционного непрерывного процесса подготовки и переподготовки медицинского и управленческого персонала системы здравоохранения;
- внедрение современных медицинских методов оказания медицинской помощи;
- оптимизация расходов на здравоохранение за счет оперативного получения информации и сокращения числа ошибочных диагнозов;
- обеспечение медицинской помощи пожилому населению, людям с ограниченными возможностями;
- пропаганда здорового образа жизни.
Далее рассмотрим, какие виды телемедицинских консультаций существуют, в каких случаях и каким образом они применяются.
Виды телемедицины
В зависимости от сроков передачи информации и взаимодействия между участвующими в процессе лицами, выделяют следующие виды телемедицинских консультаций:
- асинхронные телекоммуникационные медицинские технологии – обмен предварительно записанными данными между двумя или более лицами в разное время. Например, пациент направляет врачу по электронной почте описание медицинского случая, затем врач отправляет обратно свое заключение по поводу диагноза и рекомендуемых обследования и лечения;
- синхронные телекоммуникационные медицинские технологии – обмен информацией происходит в реальном времени и требует одновременного присутствия участвующих в процессе людей.
В обоих типах телемедицины соответствующая информация может передаваться в различных формах, таких как текст, аудио, видео или изображения (фотографии, рентгенограммы, рисунки, диаграммы, схемы).
В зависимости от участников и используемых средств различаются следующие виды телемедицины:
- врачебная телемедицинская консультация (специалист консультирует врача с больным / врача без больного);
- телемедицинское функциональное/лабораторное обследование (передача объективных данных о больном с медицинской аппаратуры);
- советы спасателям (врач-специалист консультирует сотрудников мобильных спасательных отрядов);
- советы населению (предоставление жителям возможности советоваться с врачом).
Наиболее распространена консультация пациента.
Алгоритм первичной телеконсультации в Системе Главный врач
Выделяют:
- консультации сложных больных на различных этапах оказания помощи;
- экстренные консультации больных, находящихся в критическом состоянии;
- консультации в процессе оказания помощи пострадавшим в чрезвычайных ситуациях;
- догоспитальное консультирование больных для уточнения предварительного диагноза / метода лечения и решения вопроса о месте и сроках предстоящего лечения.
Области применения телемедицины
Современные телекоммуникационные технологии позволяют организовать телемониторинг состояния пациента вне зависимости от места его пребывания. Наиболее распространенное применение телемедицины - это домашние консультации, офисные, дорожные, корпоративные. Также выделяют «социальные телекоммуникационные медицинские технологии», «персональный мониторинг» и т. п.
Основные направления применения телемедицинских технологий
Медорганизации вправе проводить телеконсультации по двум направлениям:
- врач – врач;
- врач – пациент.
Одно из важных направлений применения телемедицины – оказание помощи в экстремальных условиях, например в труднодоступной местности, в зонах чрезвычайных ситуаций или боевых действий. Поэтому наиболее перспективными областями применения телемедицины можно считать и такие специфические области, как медицина катастроф, профилактика распространения инфекционных заболеваний, контроль вакцинации населения.
К телемедицинским технологиям относят:
- телемедицинская консультация / теленаставничество (связь организуется по схеме «точка – точка», что обеспечивает обсуждение больного лечащим врачом с консультантом / методическую помощь специалиста или преподавателя врачу или студенту);
- телемониторинг (телеметрия) функциональных показателей (связь организуется по схеме «много точек – точка», когда данные многих пациентов передаются в консультативный центр). Обеспечивает контроль жизненно важных функций организма;
- телемедицинская лекция/семинар (связь организуется по схеме «точка – много точек», при которой лектор (преподаватель) может обращаться ко всем участникам одновременно, а они, в свою очередь, могут обращаться к лектору, но лишены возможности общаться друг с другом). Используется для проведения образовательных мероприятий, дистанционного тестирования, экзаменов;
- телемедицинское совещание / консилиум / симпозиум (связь организуется по схеме «многоточки» (сети), в результате чего все участники могут общаться друг с другом). Проводится с целью обмена мнениями (отчета) при дистанционном проведении коллегий (совещаний, советов), медицинских консилиумов, научных заседаний.
Телемедицина законодательство
В нашей стране телекоммуникационные медицинские технологии выросли из космической медицины. В 1960-х гг. в авиационной и космической медицине стали применяться биотелеметрические методы контроля параметров жизнедеятельности летчиков и космонавтов. Началом использования технологий телемедицины в российской врачебной практике может считаться серия медицинских консультаций во время землетрясения в г. Спитаке в 1988 г.
В мировой врачебной практике активное использование и развитие технологий телемедицины началось несколько раньше. В 1970-х гг. удаленные консультации были впервые использованы в повседневной врачебной практике США и Канады, с этого момента телекоммуникационные медицинские технологии начали превращаться в самостоятельную область здравоохранения.
В 1998 г. была сформирована государственная программа «Российская телемедицина». В настоящий момент применение телемедицины регулируется приказом Минздрава от 30.11.2017 № 965н.
При коронавирусе закон о телемедицине дополнили приказом 1184н Минздрава о порядке предоставления медицинских телеконсультаций в условиях пандемии.
Согласие на телемедицинскую консультацию
Телеконсультации доступны пациентам старше 18 лет при условии регистрации в системе ЕСИА (портал госуслуг). Несовершеннолетние пациенты могут получать консультации в присутствии законного представителя, который прошел процедуру регистрации. При этом в обоих случаях оформляется согласие на проведение телемедицинской консультации.
Информированное добровольное согласие на проведение телемедицинской консультации должно содержать сведения о возможности/невозможности разглашения врачебной тайны. То есть пациент должен указать лиц, которые вправе по запросу получить информацию о состоянии здоровья пациента, назначениях и манипуляциях. При этом важно обеспечить соблюдение приказа Минздрава № 965н от 30.11.2017 в части документирования и сохранения сведений, которые были получены в ходе телемедицинских консультаций.
Форма заключения телемедицинской врачебной консультации
Скачайте в Системе Главный врач
Организация телемедицинской консультации
Схема организации телемедицинских консультаций регламентирована порядком организации и оказания медпомощи с применением телемедицинских технологий. Его разработали и приняли еще при Веронике Скворцовой. Приказ Минздрава от 30.11.2017 № 965н «Об утверждении порядка организации и оказания медицинской помощи с применением телемедицинских технологий».
Для оказания телемедицинских услуг клиника должна быть подключена к Федеральному реестру медорганизаций и ЕГИСЗ.
Кто вправе проводить телеконсультации и кто не является участником телемедицинской консультации
Допускайте к проведению телеконсультации штатных врачей, сведения о которых уже есть в федеральном реестре. Также каждый консультант должен иметь усиленную квалифицированную электронную подпись. Если их нет – оформите подписи в установленном порядке.
Согласно регламенту Минздрава, дистанционная медицинская консультация не предполагает постановку диагноза и первичный осмотр пациента. В рамках онлайн-консультирования можно:
- оформлять справки;
- направлять пациента на обследования;
- корректировать план лечения.
Необходимость провести консультацию со специалистом из другой МО при оказании медпомощи в экстренной или плановой форме устанавливает лечащий врач. Выполняющий диагностические исследования медработник может обратиться за телеконсультацией. При плановом лечении врач или специалист по диагностике оформляет:
- направление на консультацию, согласованное с начальником подразделения;
- ИДС на проведение телеконсультаций;
- согласие на обработку персональных данных.
Стандартная операционная система при проведении телемедицинских консультаций тут >>