Составными частями производственного контроля при использовании дезсредства для медицинских учреждений является учет их хранения, приобретения и расходования, а также расчет потребности дезинфицирующих средств.
Этот учет ведется во всех медучреждениях, независимо от их организационно-правовой формы.
Читайте в майском номере журнала «Главная медицинская сестра»:
Росздравнадзор поручил перестроить работу с лекарствами высокого риска. Опыт московских центров компетенций >>
Новые соцвыплаты и оклады от Путина: материалы для планерки с ответами на вопросы медсестер >>
На уровне медучреждения учет ведется при выдаче и получении дезинфицирующих средств, а на уровне его подразделений ведется учет их расходования в местах приготовления растворов.
Организация выдачи и хранения дезсредств
Учет дезинфицирующих средств организуется в отделениях медучреждения аналогично работе с лекарственными средствами.
- хранятся дезсредства обычно на специальном складе;
- непосредственно в отделения отпуск дезсредств производится под роспись ответственного за дезинфекционные мероприятия лица;
- когда осуществляется выдача дезсредств, оформляется требование-накладная в двух экземплярах, один из экземпляров документа передается лицу, получающему препараты, а второй – хранится на складе;
- отчет о расходовании дезсредств и требования-накладные передаются в бухгалтерию ответственным лицом ежемесячно.
Ответственность за учет и расход дезинфицирующих средств
Руководитель медицинского учреждения приказом назначает должностное лицо, которое несет ответственность за учет хранения и расходования дезсредств.
Основными обязанности этого сотрудника являются:
- Учет расходования дезсредств и их хранения по специальным журналам и формам, которые утверждаются главным врачом медицинского учреждения.
Ниже приведена примерная форма журнала о поступлении дезсредств:
Форма журнала
№п/п |
Дата |
Приход дезинфицирующего средства |
||||
Наименование дезинфицирующего средства |
Номер счета, дата получения препарата |
Количество закупленного препарата |
Срок годности до |
Ф.И.О лица, отв. за выдачу дезсредства |
||
|
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
При проведении дезинфекционных работ заполняется следующая форма:
№ п/п |
Дата |
Расход дезсредства |
||||
Объект, подлежащий дезинфекции |
Площадь (кв. м) |
Наименование и концентрация дезсредства |
Количество израсходованного препарата (кг, л) |
ФИО, подпись лица, ответственного за проведение дезинфекционных работ |
||
|
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
- Составление ежемесячного отчета по форме 2-МЗ, в котором содержатся сведения о получении и расходовании дезсредств. Этот отчет ответственное лицо сдает главному врачу больницы.
- Оформление всей документации по факту получения и выдачи дезинфицирующих средств.
- Контроль качества поступивших дезсредств, а также контроль за неснижаемым запасом дезсредств, а также за условиями их отпуска и хранения.
- Своевременно оформление и хранение документов:
- журнала складского учета дезинфицирующих средств;
- хранение копий требований-накладных на получение дезинфицирующих средств;
- хранение копий отчетов о расходовании и получении дезинфицирующих средств;
- хранение доверенностей, накладных, требований на выданные средства;
- хранение и ведение актов хранения, проверки учета и расходования средства;
- хранение актуальных методических указаний по применению дезинфицирующих средств.
Все эти документы должны храниться в отдельных папках, подшиваться в них по хронологии.
Журналы учета и расходования дезинфицирующих средств должны храниться в медучреждении в установленные действующей номенклатурой сроки, но не менее трех лет.
Профилактические дезинфекционные мероприятия в приемном отделении
Сотрудники приемного отделения должны предотвращать поступление в больницу пациентов, у которых имеются признаки инфекционных заболеваний.
В связи с этим, они должны соблюдать определенных комплекс санитарно-эпидемиологических и профилактических мероприятий в отношении персонала отделения, пациентов и производственной среды.
Памятка: Как контролировать качество обработки ИМН
посмотреть/скачать>>
В таблице ниже рассмотрены основные профилактические действия персонала, проводимые ими процедуры, а также конкретные дезинфекционные мероприятия.
Действия |
Проводимые процедуры |
Опасные факторы |
Необходимые дезинфекционные мероприятия |
|
Термометрия. Осмотр зева и кожных покровов. Осмотр на педикулез. Сбор эпидемиологического и прививочного (по показаниям) анамнеза |
Рабочие поверхности помещений, мебели оборудования. ИМН, предметы ухода. Руки персонала |
Дезинфекция после приема каждого пациента. Обработка рук, использование и смена перчаток после каждого пациента. Отметка в истории болезни о выявлении педикулеза |
|
Диагностика в боксе или диагностической палате. Регистрация в журнале учета инфекционных заболеваний. Перевод в инфекционное отделение |
Текущая дезинфекция помещения, предметов и белья, с которыми соприкасался пациент. Заключительная дезинфекция помещения после перевода пациента в инфекционное отделение |
|
|
Ванна, душ или обтирание больного. Стрижка волос и ногтей. Уничтожение вшей при обнаружении. Переодевание больного в комплект чистого нательного белья |
Рабочие поверхности помещения, сантехоборудования. Предметы ухода за пациентами (мочалки, ножницы для стрижки ногтей, мыло) |
Комплектация индивидуальных наборов предметов ухода, мыла в мелкой фасовке в количестве суточной пропускной способности отделения. Дезинфекция после каждого пациента. Отметка в истории болезни об обработке от педикулеза. При необходимости – отправка личных вещей пациента на дезобработку |
|
Прием вещей |
Личные вещи пациентов |
Применение мешков, чехлов из плотной ткани для индивидуального хранения вещей пациентов |
|
Транспортировка |
Каталка приемного отделения |
Маркировка и дезинфекция каталки после каждого пациента |
Требования к сотрудникам, которые работают с дезсредствами
Все медработники, которые работают с дезсредствами, обязаны уметь готовить рабочие растворы, а также знать меры безопасности.
Также медработники должны:
- Проходить профессиональное обучение и аттестацию по вопросам безопасной работы с дезсредствами, а также по оказанию первой помощи при отравлении дезсредствами;
- Проходить медосмотры при поступлении на работу, а также периодические медосмотры.
Руководство больницы должно обеспечить персонал специальной обувью и одеждой, а также средствами индивидуальной защиты, аптечками для оказания первой помощи.
Отметим, что к работе с дезсредствами допускаются лица, старше 18 лет, не имеющие чувствительности к таким средствам и аллергических заболеваний.
Правила приготовления дезраствора
- перед началом работы необходимо внимательно изучить инструкцию по приготовлению и применению дезсредства;
- необходимо добавлять дезсредства в предварительно приготовленную воду, а не наоборот;
- для приготовления рабочего раствора используется специально приготовленная емкость с крышкой, на которой есть специальная маркировка;
- емкость для приготовления растворов должна быть без повреждений, чистой и сухой;
- для дозировки ингредиентов раствора применяются пипетки, шприцы, градуированные емкости, весы для взвешивания или мерные ложки;
- дезсредство отмеряется и взвешивается перед добавлением в воду в соответствии с инструкцией;
- раствор необходимо перемешивать до полного растворения дезсредства;
- в подготовленном растворе нельзя оставлять посторонние предметы;
- после окончания работы необходимо вымыть руки и смазать их смягчающим кремом.
Хранение рабочих растворов
Рабочие растворы хранятся в специально подготовленных емкостях с маркировкой. На емкостях должна быть плотная крышка, на которую наносится этикетка или четкая надпись с указанием названия дезсредства, даты его приготовления, концентрации, предельного срока годности и объекта подготовки.
Нельзя использовать для хранения дезраствора приспособленные емкости, например, банки из-под пищевых продуктов.
При хранении необходимо отслеживать срок годности раствора и предельный срок его использования.
Со временем раствор теряет свои дезинфицирующие свойства, и срок его годности меняется в зависимости от влияния внешних факторов – света, температуры, посторонних примесей и т.д.
Под предельный сроком годности раствора понимают период сохранения исходной концентрации активного вещества, его рН и микроцидную активность до его использования.
Обычно предельный срок годности устанавливает производитель дезсредства, отсчет его ведется с момента приготовления раствора.
Максимальный срок использования дезсредства – это период, в течение которого сохраняется установленная микроцидная активность, а концентрация активного вещества не снижается ниже требуемой.
Поскольку заранее сложно предсказать, как быстро снизится активность раствора после нескольких обработок, срок годности устанавливают по результатам химического и визуального контроля. Отсчет следует начинать с момента первого погружения медизделий и других предметов в раствор.
Как проводится дезинфекция в приемном отделении
Для того, чтобы предупредить накопление возбудителей инфекций в приемном отделении, необходимо проводить профилактическую дезинфекцию и заключительную по эпидемиологическим показаниям.
Плановая дезинфекция проводится систематически, ее периодичность зависит от обрабатываемого объекта:
- при уборке помещений – ежедневно, не менее 2 раз в день;
- при использовании медизделий и предметов ухода за пациентами – сразу после использования;
- при загрязнении рабочих поверхностей дезинфекция проводится немедленно;
- в операционных блоках, процедурных, перевязочных и манипуляционных кабинетах дезинфекцию проводят раз в неделю;
- в остальных помещениях дезинфекция проводится по графику, не реже одного раза в месяц.
Заключительная дезинфекция диагностической палаты или бокса проводится сразу же после перевода пациента в стационар или инфекционное отделение с учетом эпидемиологических особенностей конкретного вида инфекции и механизма передачи ее возбудителя.
При проведении дезинфекционных мероприятий необходимо придерживаться правил, предусмотренных следующими документами:
Материал проверен экспертами Актион Медицина
- СанПиН № 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность»;
- Методические указания № 3.1.3114/1-13 от 22.10.2013 года, в которых описана организация работы в очагах инфекционных и паразитарных заболеваний, описаны основные меры профилактики инфекций.