Сегодня инфекционной безопасности и профилактике инфекций отводится одна из главных ролей в системе безопасной и качественной медицинской помощи в ЛПУ.
Одно из новшеств - введение системы медицинского клининга вместо привычной системы ведерных уборок.
Читайте в майском номере журнала «Главная медицинская сестра»:
Росздравнадзор поручил перестроить работу с лекарствами высокого риска. Опыт московских центров компетенций >>
Новые соцвыплаты и оклады от Путина: материалы для планерки с ответами на вопросы медсестер >>
Учреждением, активно применяющим систему медицинских уборок, является Мордовский республиканский перинатальный центр. Итогом ее внедрения здесь стало повышение статуса персонала, занимающегося уборкой, а также значительная экономия ресурсов.
Инструкция по проведению текущей уборки палатных отделений
посмотреть/скачать>>
Приемное отделение
Предупреждение заноса и распространения возбудителей инфекции в приемном отделении неинфекционного стационара
Цель деятельности приёмного отделения – недопущение госпитализации лиц с симптомами патологий инфекционного характера в другие отделения стационара.
Для этого необходимо строго соблюдать комплекс профилактических мер как в отношении пациентов, так и в отношении больничных объектов (поверхностей, мебели, техники, оборудования и др.), а также работников стационара.
Сами действия работников приемного отделения, а также их порядок определяется порядком поступления больного – экстренным или в плановым. В первую очередь проверяется наличие документации, подтверждающей отсутствие у пациента следующих заболеваний:
- туберкулез;
- вирусные гепатиты В и С (в случае необходимости проведения полостной операции);
- кишечные инфекции (у детей до 2 лет и сопровождающих их лиц);
- дифтерия и кишечные инфекции – у пациентов психиатрического профиля.
Инфекционная безопасность и инфекционный контроль: новые требования, смотрите в статье >>
Если больной поступил в приемное отделение в экстренном порядке, обследование проводится по распоряжению врача и в зависимости от тяжести его состояния сразу в приемном или палатном отделении. Отметку о проведенных анализах и их результатах вносят в историю болезни.
Процедуры, факторы риска и мероприятия
Действия |
Процедуры |
Факторы передачи инфекции |
Мероприятия |
Выявление пациентов с подозрением на инфекционное заболевание |
Термометрия. Осмотр зева и кожных покровов. Осмотр на педикулез. Сбор эпидемиологического и прививочного (по показаниям) анамнеза |
Рабочие поверхности помещений, мебели оборудования. ИМН, предметы ухода. Руки персонала |
Дезинфекция после приема каждого пациента. Обработка рук, использование и смена перчаток после каждого пациента. Отметка в истории болезни о выявлении педикулеза |
Изоляция подозрительных (больных) |
Диагностика в боксе или диагностической палате. Регистрация в журнале учета инфекционных заболеваний. Перевод в инфекционное отделение |
Текущая дезинфекция помещения, предметов и белья, с которыми соприкасался пациент. Заключительная дезинфекция помещения после перевода пациента в инфекционное отделение |
|
Санитарная обработка – частичная или полная – по результатам осмотра и указанию врача |
Ванна, душ или обтирание больного. Стрижка волос и ногтей. Уничтожение вшей при обнаружении. Переодевание больного в комплект чистого нательного белья |
Рабочие поверхности помещения, сантехоборудования. Предметы ухода за пациентами (мочалки, ножницы для стрижки ногтей, мыло) |
Комплектация индивидуальных наборов предметов ухода, мыла в мелкой фасовке в количестве суточной пропускной способности отделения. Дезинфекция после каждого пациента. Отметка в истории болезни об обработке от педикулеза. При необходимости – отправка личных вещей пациента на дезобработку |
Хранение личных вещей пациентов |
Прием вещей |
Личные вещи пациентов |
Применение мешков, чехлов из плотной ткани для индивидуального хранения вещей пациентов |
Перевод пациента в палатное отделение |
Транспортировка |
Каталка приемного отделения |
Маркировка и дезинфекция каталки после каждого пациента |
Палатное отделение
При переводе из приемного в палатное отделение стационара пациент получает на руки:
- индивидуальный комплект постельного белья, включая одноразовое, использующееся при проведении лечебно-диагностических процедур;
- индивидуальный комплект нательного белья, пижамой или халатом и тапочками, прошедшими санитарную обработку.
В стационаре можно использовать одежду и посуду, принесенную из дома, а также собственное туалетное мыло и полотенце.
Персонал приемного отделения для профилактики внутрибольничного инфицирования обязан:
- проходить предварительные (при приеме на работу) и периодические профилактические медицинские осмотры;
- выполнять вакцинацию в соответствии с Национальным календарем прививок;
- производить мытье и обработку рук в соответствии с видом выполняемой манипуляции;
- пользоваться средствами индивидуальной защиты при проведении манипуляций;
- носить спецодежду и менять ее не реже двух раз в неделю или по мере загрязнения;
- соблюдать правила личной гигиены, аккуратно и опрятно выглядеть.
Администрация обязана обеспечить работников приемного спецодеждой, средствами индивидуальной защиты кожными антисептиками и средствами по ухожу за кожей рук.
- За проведение профилактических мероприятий и их эффективность в отделении отвечает заведующий отделением или сотрудник, назначенный ответственным в приказном порядке.
- За своевременную и слаженную организацию и обеспечение мероприятий ответственность несет главный врач.
Отдел инфекционной безопасности: передовой опыт
Мордовский республиканский клинический перинатальный центр – один из современнейших перинатальных центров в России, построенный в рамках национальной программы «Здоровье».
Центр открылся в 2011 году, имеет лицензию на осуществление порядка 70 видов медицинской деятельность, в том числе высокотехнологичной и специализированной помощи по акушерско-гинекологическому профилю, неонатологии и детской хирургии.
Коечный фонд центра включает более сотни коек, почти три десятка мест в отделении реанимации и полтора десятка коек дневного стационара.
Перинатальный центр включает в себя:
- 9 стационарных отделений;
- 4 поликлинических отделения;
- клинико-диагностическую лабораторию;
- отдел инфекционной безопасности.
Для приема родов оборудовано 13 родовых палат. Родоразрешение путем кесарева сечения происходит в четырех операционных, оснащенных всем необходимым на случай непредвиденной ситуации.
Отдел инфекционной безопасности преследует цели профилактики инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи и обеспечения инфекционной безопасности больных и персонала. Основные задачи отдела:
- централизация управления комплексом профилактических мероприятий и мероприятий, направленных на создание безопасной больничной среды;
- обеспечение качества медицинской помощи;
- недопущение вспышек инфекционных заболеваний.
Структура отдела включает в себя:
- отделение профессиональной уборки и дезинфекции помещений;
- централизованное стерилизационное отделение, оснащенное дезинфекционной камерой;
- отделение обеззараживания медицинских отходов;
- отделение обеспечения бельем и питанием;
- бактериологическую лабораторию.
Непосредственный руководитель отдела - заместитель главного врача по эпидемиологии, заведующим - врач-инфекционист из числа врачебного персонала.
Система медицинского клининга пришла на смену привычной и использующейся многие годы до этого «ведерной» уборке. Она отлично зарекомендовала себя в крупных медицинских центрах и клиниках в ряде регионов России.
Если говорить о Мордовском республиканском клиническом перинатальном центре, то система медицинского клининга здесь является первым таким опытом на территории республики.
Система медицинского клининга в ЛПУ предполагает использование новейшего и наиболее современного оборудования и уборочного инвентаря. ЕЕ технологии и методы утверждены инструкцией № 02/13 от 25.12.2013, согласованной ФГУН НИИ дезинфектологии. Ключевые понятия системы:
- соблюдение гигиены;
- обеспечение безопасности работников;
- эргономичность – максимальная производительность при минимальном риске ошибки;
- минимум временных затрат и трудовых усилий персонала, занимающегося уборкой;
- экономия материальных и человеческих ресурсов;
- нанесение минимального ущерба экологической обстановке.
Медицинский клининг предусматривает централизованную подготовку мопов и мобильных тележек к проведению уборки.
Положение об отделе инфекционной безопасности создано в целях перехода на организацию работы в рамках отдела инфекционной безопасности. Должностные инструкции санитарок отделений изменены на должностные инструкции санитарок отдела инфекционной безопасности. Среди них выделены должности:
- санитарок, занимающихся уборкой, или клинеров-техников;
- санитарок, занимающихся стиркой и сушкой, в том числе мопов и салфеток, комплектующих тележки для уборки и дезинфекционной обработки помещений, или клинеров-комплектовщиц;
- медицинского дезинфектора, или старшего клинера;
- санитарок отделения обеззараживания отходов;
- сестры-хозяйки;
- буфетчицы.
Для того, чтобы обучить персонал современным технологиям уборки и оборота медицинских отходов были проведены семинары, на которые приглашались ведущие специалисты по вопросам эпидемиологии инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи, а также медицинского клининга.
Весь персонал отдела прошел инструктажи по соблюдению санитарно-противоэпидемических мероприятий при проведении уборочных и дезинфекционных работ, а также по обороту медицинских отходов и др.
Роль руководителей сестринского персонала в обеспечении инфекционной безопасности учреждения и взаимодействие сотрудников отдела инфекционной безопасности со средним медицинским персоналом других отделений
Главная акушерка Мордовского РПЦ заведует организацией деятельности отделений по соблюдению норм санэпидрежима. Она вместе с заведующей и старшей медсестрой отдела инфекционной безопасности производит контроль соблюдения режимных вопросов в отделениях.
Помимо них, к данной работе также привлекаются старшие медицинские сестры и старшие акушерки отделений. Визуальный контроль работы клинеров осуществляют старший клинер отдела и старшие медицинские сестры отделений.
Взаимодействие сотрудников отдела со средними медработниками других отделений проходит в рамках мероприятий по обеспечению инфекционной безопасности и инфекционного контроля:
- при организации и проведении текущей и генеральной уборок;
- при организации сбора и транспортировки медицинских отходов;
- при организации оборота белья, материалов и медицинского инструментария.
В Мордовском перинатальном центре разработана форма учета проведения текущей дезинфекции (см. Приложение), в которой предусмотрена отметка о ее выполнении, а также отметка о проведении контроля старшей медсестры и старшего клинера.
Преимущества системы медицинского клининга
Опыт Мордовского клинического перинатального центра – это и эпидемиологически, и экономически выгодная альтернатива привычной уборке с использованием ведер и ветоши. Ее достоинства:
- Уборка и обеззараживающая обработке с использованием мопов и салфеток из материалов, не выделяющих ворс, позволяет в несколько раз снизить расход воды и рабочих дезинфицирующих растворов.
- Размещение средств и инвентаря для уборки на специальных мобильных тележках до 4 раз сокращает временные затраты на уборочные процедуры.
- Централизованная автоматическая система сушки мопов и салфеток снижает риск вспышек инфекционных заболеваний в условиях клиники.
- Применение современного дозатора снижает риск ошибки и неоправданные потери при разведении моющих и дезинфицирующих растворов.
- Централизованная одновременная стирка большого количества мопов снижает затраты электричества.
- Благодаря такому положительному качеству медицинского клининга, как эргономичность, число сотрудников, ответственных за проведение уборки помещений, можно сократить примерно в 2,3 раза. В результате этого высвобождается 80 единиц младшего медперсонала. (к примеру, всего один уборщик может выполнять обязанности 3-4 санитарок).
- Увеличилась площадь уборки с 425 м2 на одну уборщицу до 850 м2 на одного мастера-дезинфектора.
Система централизованного медицинского клининга предполагает формирование единого подразделения, которое осуществляет деятельность по обеспечению инфекционной безопасности, в том числе в ночные часы и при выявлении случаев вспышек инфекционных заболеваний.
Введенная новейшая система медицинского клининга в ЛПУ способна повысить статус, значимость и ответственность персонала, выполняющего уборочные работы, как это произошло в Мордовском РПЦ. В первую очередь речь идет об уборке и дезинфекционной обработке чистых помещений класса А – операционных, перевязочных и др.
Все это в комплексе с другими мероприятиями позволяет не только обеспечить инфекционный контроль и профилактику внутрибольничных инфекций в перинатальном центре, но и в несколько раз уменьшить финансовые расходы лечебного учреждения и вывести его на самоокупаемость за 10 месяцев с экономией до 5 миллионов рублей в год.
Материал проверен экспертами Актион Медицина